Интервью детей стали основой спектакля, а сам он одновременно сочетает и поэзию, и документалистику. Студенты Школы-студии МХАТ примерили на себя судьбы семерых подопечных фонда «Жизнь в движении», которые лишились конечностей из-за несчастного случая или при рождении.
На каждом актере наклеено имя — Саша, Ника, Леша, Рахман, Максим, Паша, Соня. Не наклеено только на актрисе, которая играла Наталью Шагинян, соучредителя фонда. В представлении героиня не нуждалась — все полтора часа спектакля она была незримым ангелом-хранителем каждого из детей.
На премьере зрители увидели историю взросления каждого героя. Рождение, стены детского дома, одиночество и борьба за существование. Любящая семья, несчастный случай, осложнения, рыдания матери, путешествия на край света за протезом, смирение с новой реальностью.
Они все очень разные: кто-то — бунтарь, кто-то — интеллектуал, а кто-то — мечтатель. Объединяют их сила воли, мечты и стремление — стремление быть выше. Выше преград и невзгод, выше общества, которое не понимает, через что приходится проходить молодым людям с инвалидностью.
Так, например, одна из героинь Соня родилась с врожденной патологией правой руки. В школу ходила с искусственной рукой, которую все советовали ей прятать. Однажды одноклассники поняли, что с Соней что-то не так. Рука стала объектом всеобщего внимания, каждый школьник давал понять, что девочка — не одна из них.
Тогда Соня пошла через сопротивление: в 14 лет выбрала черный бионический протез, а не бежевый, чтобы все видели ее особенность. А уже сегодня благодаря нему она играет в гольф, катается на сноуборде и покоряет Эльбрус.
Фото: Алла Осипян
Рахман всего лишь хотел сделать сюрприз отцу, который косил поле на тракторе. Трава была слишком высокая, малолетнего ребенка не было видно меж колосьев. Когда Рахман очнулся, ноги у него уже не было. Но любопытство сохранилось, несмотря ни на что, — мальчик проявлял интерес к географии. В поездке за своим первым протезом в США он рассказывал маме, что они едут в город на северо-востоке штата Техас под названием Даллас, который стоит на красивой горной реке Тринити…
В конце спектакля на сцену вышли настоящие Соня, Ника, Максим, Саша, Рахман, Паша и Леша, станцевав с актерами, которые их играли. Без цветов со сцены не ушел никто.
После спектакля зрители долго переговаривались. Одни признавались, что прослезились, другие делились, судьба какого именно ребенка показалась им ближе.
Одна женщина сказала: «Наталья (Шагинян. — Прим. АСИ) мне рассказывала, что актриса, которая ее играет, постоянно спрашивала у нее: “Наташа, какая вы, расскажите? Какую эмоцию мне передать?” Она думала-думала и в итоге ответила: ”Благодарность. Я очень благодарная”».
В день премьеры усилиями зрителей и общественности было собрано более трех миллионов рублей. Все собранные с продажи билетов средства направлены на программу протезирования для подопечных фонда, в том числе Даниила Лена, 15-летнего подростка из Сыктывкара, прошедшего через ампутацию нижней конечности в результате заболевания.
«Когда ты открываешь благотворительный фонд, надо понимать, что это большая ответственность. Это как забота родителей о своих детях. И мы несем ответственность за фонд, за его миссию с полной отдачей», — говорит Наталья Шагинян.
Наталья рассказала, что протезирование детей стало ее делом жизни тогда, когда она в детском доме случайно встретила мальчика Сашу. Он выехал к ней на самодельной доске на колесах.
«Сегодня, когда фонду исполняется 10 лет, хочется, чтобы люди вокруг узнали о наших подопечных, живущих с этой особой мечтой. Этот спектакль — об их невероятных достижениях, силе духа. Думаю, что каждый зритель увидит мир по-другому. Поверит, что невозможное возможно, надо только всегда шагать навстречу мечте. Вместе», — считает Шагинян.
«Текст Аси Сегалович – документальный в своем основании, но поэтический по своей сути, заставляет придумывать именно ту форму, тип театра, способ существования артиста, которые помогут раскрыть и проявить его в полной мере. Создавая этот спектакль, мы идем вслед за драматургом в сторону художественного воплощения текста, перевода пьесы на театральный язык. Но в основе этой поэзии — истории и судьбы уникальных детей, переборовших жизненные обстоятельства, у них можно многому научиться, поэтому важно, чтобы эти истории прозвучали», — подытожил Арсений Мещеряков, режиссер спектакля.
- «Все мы — выходцы с одной площадки»: как развивается социальный спорт в России
- Глухота: причины, симптомы и особенности жизни глухих и слабослышащих людей
- «Никакого сопровождения, кроме информационного»: кто и как будет сопровождать людей с инвалидностью во время реабилитации
- Дети с расщеплением позвоночника несколько месяцев не могут получить необходимые им кресла-коляски