Одна из главных тем уходящего года – жизнь иностранных граждан в России. АСИ регулярно писало о новых законопроектах и инициативах, которые влияют на жизнь мигрантов. Одна из последних громких новостей – Госдума одобрила запрет принимать в школы детей мигрантов без знания русского языка.
Чтобы подвести черту под этой темой, АСИ попросило Анастасию Ильину, координатора проекта «Дети Петербурга», рассказать о работе тех, кто помогает учиться иностранным детям в России. В сентябре 2024 года «Дети Петербурга» открыли на платформе Planeta.ru сбор на реализацию инициативы «Осень с “Детьми Петербурга”».
На инициативу необходимо собрать 330 тыс. рублей. Они будут потрачены на организацию и проведение занятий по русскому языку для 120 детей трудовых мигрантов из Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, беженцев из Афганистана, Камеруна, Йемена, Сирии, Палестины и других стран. Кроме того, проект включает помощь детям с устройством в школу и освоением программы, а также консультации для родителей, связанные с переездом в Россию.
Большинство трудовых мигрантов приезжают из Центральной Азии: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана. Дети из таких семей почти всегда владеют русским языком хотя бы на начальном уровне, но кто-то начинает обучение с нуля.
Курсов по русскому языку и подготовке к школе для детей нет. Семьи, у которых есть такая возможность, ищут репетиторов, но, к сожалению, у большинства трудовых мигрантов ресурсы очень ограничены. Бесплатные занятия по русскому языку и подготовке к школе для таких детей от НКО и волонтерских инициатив – часто единственный шанс получить школьное образование.
Доступно, но с условием
Школьное образование в России бесплатно и доступно для иностранных граждан, но без знания русского языка в школу не возьмут – дополнительных занятий по этому предмету в большинстве школ нет, а обучать ребенка русскому языку в рамках школьной программы невозможно. В некоторых ситуациях, после собеседования с ребенком могут предложить пойти на несколько классов ниже в соответствии с уровнем языка.
Чтобы попасть в школу, нужно подать заявление через МФЦ, Госуслуги или лично в школе. Если в классе есть вакантные места, ребенка обязаны зачислить.
В Петербурге ситуация отличается в разных районах, например, в Центральном и Адмиралтейском районах вакантные места бывают часто, в остальных мест мало, а в некоторых микрорайонах с плотной застройкой их часто нет вообще. Когда детей в классе уже больше, чем 25 или 30, школа будет вынуждена отказать в приеме.
Но даже если вакантные места есть, и школа в ответ на запрос через МФЦ приглашает на прием с документами, если сотрудники увидят, что ребенок знает русский язык на начальном уровне, они могут отказать. В таком случае родителям надо обращаться в Отдел образования. Иногда там проводят тестирование либо направляют для этого в определенную школу.
Дисбаланс
Если говорить про Петербург, то тут распределение детей мигрантов по школам неравномерное. В большинстве школ с углубленным изучением какого-либо предмета и гимназий детей мигрантов даже с очень хорошим или даже родным русским языком практически нет, а детей с начальным уровнем знания русского языка нет вообще.
Учитывая, что специализированных школ и гимназий примерно треть, и они детей мигрантов не берут, это вынуждает остальные школы брать непропорционально много детей мигрантов.
Так, в одной из школ в центре Петербурга, откуда у «Детей Петербурга» особенно много учеников, в некоторых классах около трети детей мигрантов, а есть класс, где половина детей – дети мигрантов. Это не значит, что все они с начальным русским, у большинства он отличный, но в таких классах бывает по несколько детей с начальным русским языком, а это уже много.
Языковой барьер
Поступить в школу сложно, но на этом трудности для детей мигрантов не заканчиваются. Нередки ситуации, когда ребенок остается в школе на второй год, так как обучение на иностранном языке и разница в программе делают учебу еще более трудной.
Иногда школы де-факто исключают таких учеников, предлагая родителям подписать заявление, содержание которого они не понимают, а это – заявление о переводе на семейное обучение. Это не надомное обучение, а такая форма, когда родители полностью самостоятельно обучают ребенка. Или же просто заявление на добровольное отчисление из школы. И есть семьи, где дети в итоге несколько лет сидят дома.
Из-за языкового барьера детям из семей мигрантов часто сложно найти общий язык с одноклассниками. Ученики в классе могут быть вежливы с новеньким, но общаться не будут, так как у них нет общего языка. Это довольно частая и неизбежная ситуация.
К сожалению, бывают и случаи буллинга со стороны одноклассников или даже учителей. Это усугубляет социальную изоляцию, в которую попадают дети из семей мигрантов, снижает их шансы на успех в учебе и усложняет интеграцию.
Поэтому сложно переоценить важность изучения языка для детей, которые переезжают жить в другую страну.
Решение вопроса
Мы считаем, что язык – это основа интеграции, особенно для детей, которым нужно идти в школу. Поэтому основной фокус в своих проектах делаем, конечно, на изучении русского языка. Наши волонтеры проводят бесплатные занятия в городских библиотеках.
Помимо русского языка очень востребованы занятия по математике, английскому и другим школьным предметам. Иногда такие занятия нужны, чтобы поступить в школу, а иногда – чтобы успешно учиться и не оставаться на второй год.
Фото: pixabay.com
Как правило, семьи трудовых мигрантов очень настроены на школу и понимают, что это важно и для мальчиков, и для девочек. Другое дело, что мигрантам не всегда удается справиться со сложностями, возникающими на пути устройства в школу. Иногда это проблемы, которые можно решить, но у людей не хватает ресурсов или сил на это, а иногда просто отсутствие информации о том, что делать. Поэтому важная часть нашей работы – консультирование родителей и сопровождение на пути устройства в школу.
Наши занятия – не замена школе, а мостик, который позволяет детям выучить язык и пойти в школу. Иногда родители обращаются к нам с уверенностью, что у нас ребенок сможет получить школьное образование, но мы всегда объясняем, что это лишь подготовка к тому, чтобы у ребенка появилась возможность полноценно учиться.
Истории успеха
Мы берем на занятия детей с начальным уровнем русского языка. Часто к нам пытаются записать на занятия детей трудовых мигрантов с хорошим уровнем русского языка, но у нас ограничены ресурсы, поэтому принимаем тех, кому подготовка абсолютно необходима.
Также у нас есть группа по подготовке к ОГЭ – туда приходят подростки, которые язык знают, но без подготовки экзамен точно не сдадут. Если говорить про 11 класс и именно про наших учеников, то это более редкая ситуация, так как многие ребята идут в колледж после 9 класса, поэтому не учатся до 11. Как правило, у детей из семей трудовых мигрантов нет возможности долго учиться, а есть задача как можно скорее начать работать. Колледж дает возможность получить практические навыки и знания и обучиться прикладной профессии.
В колледжи поступает довольно много подростков. В этом году наша выпускница из Таджикистана (сейчас гражданка России) поступила на бюджетное отделение в первый медколледж. ОГЭ по биологии сдала на 5. Другая наша выпускница закончила медколледж уже несколько лет назад и устроилась работать в онкологическое отделение в центре имени Алмазова. Мы помогаем нашим выпускниками разобраться в системе приема в колледжи и подобрать подходящий для них вариант.
Помимо этого, мы устраиваем досуговые мероприятия для детей, которые способствуют интеграции: экскурсии, прогулки, праздники, посещение театров, музеев, выставок – все, что позволяет им познакомиться с новым городом, погрузиться в языковую среду, повысить мотивацию к учебе, найти друзей и не оставаться в социальной изоляции.
Также важная часть нашей работы – городские лагеря во время школьных каникул. Как правило, это летние лагеря, но бывают также весенние, осенние и зимние. Во время лагеря происходит бережное и комплексное погружение в языковую среду, а помимо занятий по русскому языку проходят творческие мастер-классы, спортивные занятия и многое другие. Все это повышает мотивацию детей учиться, познавать мир и адаптироваться в новом городе.
Предыдущие краудфандинговые проекты «Детей Петербурга» были направлены на проведение в 2023 и 2024 году летних городских лагерей, организацию групп поддержки для мигранток и беженок, а также проведение подготовительных курсов для 60 детей, чтобы они могли выучить русский язык и продолжать ходить школу в России.
«Подобные проекты, безусловно, важны, ведь они оказывают помощь людям, которые в ней нуждаются. Миграция – это всегда непросто. Причем не только для взрослых, вынужденных решать множество вопросов с документами, трудоустройством и освоением языка, но и для детей – они также попадают в новую языковую среду, оказываются оторваны от привычного окружения. Инициативы, направленные на оказание поддержки мигрантам, помогают им быстрее адаптироваться и испытывать чуть меньший дискомфорт и стресс. И мы рады, что фонды выбирают «Планету» для сбора средств на запуск своих проектов и инициатив», – отмечают эксперты краудфандинговой платформы Planeta.ru.
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Записала Марина Некрасова