«Ранчо» находится в поселке Раточкины пруды в Наро-Фоминском районе Московской области. Это дом, конюшня, где живут три лошади и осел, есть небольшое экохозяйство с поросятами, кроликами и экзотическими птицами. Как рассказывает Ксения Миханькова, руководитель проекта, дом и конюшню они арендуют с 2018 года. Часть животных, за исключением лошадей, здесь уже жили, поэтому пришлось и их взять под опеку.
Сейчас на «Ранчо» постоянно занимаются 15 подростков от 12 до 18 лет. Часть из них из неблагополучных семей, часть приезжают из Вышегородской школы-интерната, это в основном дети с ОВЗ. У проекта есть доноры и партнеры, которых Ксения чаще всего находит сама. Сейчас она планирует подавать заявки на грантовые конкурсы.
«Вот уже несколько лет мы обкатываем программу ездовой терапии. И сейчас готовы расширять тренерский состав, взять еще лошадей, потому что у нас есть очередь из тех, кто хочет заниматься, а лошадей не хватает. И соответственно, будем готовы брать больше детей на реабилитацию», – говорит Ксения.
История Ксении
Ксении 37 лет, она родилась и выросла в Москве в многодетной семье. «У меня самой были проблемы в семье: тяжелый развод родителей, депрессия мамы. В 13 лет я попала на конюшню и влюбилась в лошадей. После школы много времени проводила там. Ухаживала за лошадьми, а за это меня учили ездить верхом. Потом стала работать уже как тренер».
После Ксения отучилась в московском институте на специалиста по социальной работе и переехала в Наро-Фоминск. Там она начала посещать христианский культурный центр, где помогали людям с алкогольной и наркотической зависимостями. Ксения вовлеклась в эту работу: много общалась с людьми, отводила их в реабилитационный центр, организовывала для них досуг.
Так прошло несколько лет, и все это время Ксения наблюдала, в каких трудных условиях живут дети таких родителей. Она не смогла остаться в стороне, потому что, столкнувшись с непростой ситуацией в своей семье, хорошо понимала, каково им. Вместе с подругой они начали брать детей в кино, организовывать для них разные активности. Родители легко доверяли детей девушкам, так как сами часто были не в состоянии за ними следить. Детей становилось больше, и Ксения поняла, что им нужен какой-то формат. Ей самой когда-то помог конный спорт, поэтому она начала брать детей на тренировки в конюшню.
«Потом мне предложили взять лошадь Орбиту, списанную из спорта, и я стала проводить занятия для детей на ней. А затем прошла обучение по иппотерапии в Москве».
Тогда появилась потребность в своем пространстве. Ксения хотела именно дом с конюшней, чтобы дети чувствовали себя там комфортно и безопасно, могли приезжать и оставаться на какое-то время. А еще чтобы можно было организовывать выездные лагеря, где бы они больше общались и погружались в конный спорт. Ксения нашла подходящий дом прямо в Наро-Фоминском районе. Потом им отдали еще одну лошадь – Ханни, а недавно «Ранчо» приобрело молодого коня Рагнара.
«Я поехала в Вышегородскую школу-интернат и предложила им тоже формат адаптивной езды для детей, они согласились. В итоге мы начали заниматься еще и с детьми из интерната». Как говорит Ксения, интернату нравится такое сотрудничество, они видят в нем пользу, в том числе в мотивации детей. На занятия верховой ездой берут тех, кто хорошо учится и не прогуливает, и для детей это становится ценностью. Поэтому на будущий год интернат хочет привозить еще один класс на занятия.
«Сейчас к нам начали тянуться комиссии по делам несовершеннолетних. Они тоже хотят присылать нам подростков. Государственные службы много помогают детям, но им сложно сблизиться с ними, привлечь их на мероприятия. А у нас дети втягиваются и им интересно. У нас не только сама езда и тренировки, мы стараемся установить контакт с детьми, показываем им, как ухаживать за лошадьми, вместе убираемся, общаемся, готовим обеды, активности придумываем: кино смотрим, в игры играем, в походы ходим», – рассказывает Ксения.
Один день на «Ранчо»
В снежное декабрьское воскресенье на «Ранчо» запланированы занятия четырех подростков: Ульяны, Фатимы, Леры и Саши. Ксения встретила их на станции и привезла на «Ранчо». Вместе мы заходим в дом, где нас встречает второй тренер Соня и пес Дружок. Его привезли знакомые на передержку, но Ксения переживает, что привяжется к нему и он так и останется на «Ранчо». В доме тепло и уютно, висят фонарики, есть кухня, столовая, большая гостиная и второй этаж. Везде фотографии детей, фигурки лошадей, благодарности.
Мое внимание привлекает нарисованное на стене дерево с отпечатками рук детей. Их оставляли все, кто когда-то посещал «Ранчо». Ульяна находит свой отпечаток, он явно меньше нынешней руки девочки. Видимо, она с Ксенией уже давно.
Ульяне 11 лет, она из многодетной семьи. На фотографиях в доме она показывает своих братьев и сестру, они тоже посещали «Ранчо». Долгое время Ульяну не брали на тренировки, потому что она была еще маленькой. Теперь она счастлива, что есть возможность ездить верхом.
Дети идут пить чай в столовую и рассказывают новости. Саша сдал в техникуме экзамен по физике на тройку и жалуется, что преподаватель его не понимает. «Она спросила меня, в чем измеряется работа? Я ответил, что в деньгах». Мы в недоумении спрашиваем: «А в чем, если не деньгах?». «В джоулях вроде», – с грустью отвечает Саша. Все расхохотались.
Потом Соня обсуждает с детьми предстоящий поход. Они вместе с пятью подростками идут на новогодние праздники в поход на лыжах и с хасками в Карелию. В организации им помогает путешественник Дмитрий Шпаро.
После чая дети начинают одеваться, Ксения с Соней выдают им теплую одежду, балаклавы, обувь, перчатки. И мы отправляемся на конюшню. Там навстречу нам выходит всеобщий любимец осел Макс. Он любит жевать бахрому на костюмах тренеров и обниматься. Он постоянно с детьми и в конюшне, и на тренировках.
Приводят лошадей Ханни и Орбиту. Дети начинают готовить их к тренировке: вычесывают, чистят копыта, поют, запрягают, ставят седло. У Леры и Саши не все получается и это явно не самое любимое их занятие, но они слушают советы тренеров и стараются. У Ульяны и Фатимы напротив – все получается хорошо. Они делают все с удовольствием.
Подготовка занимает немало времени. Дети постоянно общаются, шутят между с собой и с тренерами. Обнимают лошадей.
Затем дети ведут лошадей на манеж и начинается тренировка. Сначала проход по кругу, нужно привыкнуть к лошади, вспомнить, как управлять. Потом пробуют идти рысцой. Ульяне Ксения разрешает поехать галопом, у нее хорошо получается, и она явно рада и горда собой. И тренеры, и другие дети говорят, что она молодец.
На тренировке все друг друга поддерживают. Тренеры просят не давать советы в процессе, но можно делиться впечатлениями и обсуждать тренировку после. Ксения говорит, что на «Ранчо» они приучают детей к ответственности друг за друга. Те, кто давно посещают занятия, помогают новичкам, поддерживают, болеют за них.
В теплое время года дети могут пойти на длинную прогулку на лошадях, в холодное – тренировки длятся от 40 минут до часа. Затем дети возвращаются в конюшню и вместе с тренерами распрягают лошадей, чистят их, убирают за ними, возят сено.
«Конечно, далеко не все любят убираться, но важно, чтобы у детей не было потребительского отношения, что их покатали и все. А для некоторых это реальная радость, они учатся, чувствуют себя полезными, довольны, что умеют сами что-то делать», – поясняет Ксения.
После дети и тренеры возвращаются в дом. Пьют какао и обсуждают тренировку. Ульяна дает совет Фатиме по управлению Ханни. Ханни ее любимая лошадь: «Она умная и красивая, но с характером, иногда делает, что хочет. Но я много уже на ней тренировалась, следовала советам тренеров и теперь Ханни меня слушается», – делится Ульяна.
Ульяна говорит, что в тренировках ей нравится выполнять задачи, контактировать с лошадью, когда лошадь слушается ее. Саше же наоборот – нравится чувствовать спокойствие на лошади, «просто ехать и тихо покачиваться».
«Иногда мы сажаем ребенка на лошадь и просто водим. Ребенок ложится на лошадь и отдыхает», – рассказывает Ксения.
Как помогает конный спорт
Конный спорт не только тренирует внимание и сосредоточенность, физически развивает, но и влияет на эмоциональное состояние ребенка.
«У детей много подавленных чувств, которые они могут выражать через общение с лошадью. Это помогает им справляться с тревожностью, агрессией. Самооценка повышается. Есть дети, у которых не очень получается в учебе, интеллектуальном труде, но отлично получается в конном спорте. И они показывают такие результаты у нас, что мы ставим их в пример. И у других детей, которые травят их в школе, появляется уважением к ним. Мы, конечно, не учим, что уважение должно быть только через достижения, но так мы можем раскрыть потенциал ребенка, помочь ему стать увереннее в себе», – говорит Ксения.
У детей из интерната есть определенная замкнуть, часто это глубоко травмированные дети. Через спорт, через верховую езду, контакт с лошадью у детей получается налаживать общение, они становятся активнее, смелее. Даже небольшие подвижки для них уже большая победа.
«К нам начал приезжать мальчик, ему 12 лет, и он только недавно поступил в интернат. А это огромный стресс для ребенка: когда его изымают из семьи, из привычной обстановки. Это другая атмосфера, и поэтому мы часто видим, что ребенок напряженный. И вот этот мальчик боялся даже подойти к лошади. Он весь трясся, – рассказывает Ксения. – Я даже думала, стоит ли его вообще сажать на лошадь или лучше не надо.
В первое занятие он просто смотрел издалека. На втором – залез на лошадь, но не поехал, просто посидел. И вот постепенно-постепенно, спустя год, он уже ездит, осмелел и даже напряжение, которое у него было в теле, прошло. Он просто расслабился. И это не только проявляется на лошади, но и перенеслось в обычную жизнь, даже его педагоги отмечают, что он стал более смелым, более социализированным».
В планах у Ксении и ее команды сделать еще больший упор на психоэмоциоанальную составляющую занятий. «Например, сейчас мы разрабатываем дневник по верховой езде, который будут вести сами дети. Чтобы была рефлексия, чтобы они следили за своими результатами», – добавляет Ксения.
Еще Ксения рассказала про девочку из интерната с задержкой речевого развития. Она очень стесняется этого, поэтому почти не разговаривает. «В интернате над ней смеются. И вот она начала ездить на лошади, и я заметила, что она постоянно что-то бормочет.
Я говорю: ”Ты с кем говоришь?”, она отвечает: ”С лошадью”. И ее как прорвало, она постоянно разговаривает с лошадью во время тренировки. А следующий этап – она начала уже больше разговаривать с нами. Раньше на мероприятиях она забивалась в уголок и ни с кем не общалась, а сейчас стала гораздо смелее. И дети, кто давно приезжает к нам, тоже отметили, как она расцвела», – рассказывает Ксения.