Привет от озорного песика Диша
Хочу поделиться с вами тем, как мы с Юлией, Мэли и Мариной, Надеждой и Графом сходили в гости к ребятам из «Особого ракурса» и поучаствовали в благотворительной ярмарке. Если бы я был журналистом, я бы посвятил этому событию целую статью!
В #ЩедрыйВторник в центре «Особый ракурс» был очень насыщенный день! Вместе с четвероногими друзьями мы познакомились с особыми детками и их родителями. Честно говоря, я сразу почувствовал, что ребята очень рады нашему приходу – несмотря на то, что поначалу немного опасливо держались в стороне. Чуть погодя дети привыкли и начали улыбаться, гладить нас. Некоторые из них были немного застенчивы, но мы изо всех сил старались показать свою доброту и дружелюбие!
Друзья, скажу честно, я чувствовал себя очень нужным. Мне невероятно понравилось, как ребята реагировали на нас – это было так трогательно! Я видел в их глазах радость и доверие, чувствовал нежность и трепет в каждом прикосновении.
Ой, а когда дети смеялись, мое сердце тотчас наполнялось теплом! Особенно мне запомнилась девочка по имени Тая. Она была довольно робка и не сразу решилась подойти ко мне, но когда все же осмелилась, ее глаза прямо загорелись от восторга! Никогда не забуду момент, когда Таечка осторожно погладила меня и улыбнулась. Я сразу почувствовал, как между нами возникла особая связь, и понял, что буду стараться еще больше.
Не буду лукавить – в конце дня я чувствовал неимоверную усталость, но те счастье и причастность к добру, которые я испытал, не описать словами. Нет ничего лучше и важнее, чем видеть улыбки детей и чувствовать их благодарность.
Историю от лица песика Диша написала Ольга Кыштымова, заместитель директора центра «Особый ракурс» для конкурса «Если бы я был журналистом АСИ», который проводило Агентство социальной информации и #ЩедрыйВторник. Корреспондент АСИ поговорил с Ольгой и узнал, кто же такой песик Диш, чем занимается «Особый ракурс» и о чем мечтает в 2025 году.
Кто такой песик Диш?
«Песик Диш – это один из псов из питомника «САО Хакасии», с которым мы активно сотрудничаем с прошлого года. Владелицы собак из их общества приходят на наши мероприятия, и дети могут повзаимодействовать с животными: погладить, обнять, поиграть. Историю на конкурс решили написать от его лица: ведь он напрямую общается с нашими детьми.
Канистерапия – это очень рабочий инструмент. Но у нас, к сожалению, пока нет системного опыта. Пока это на волонтерской основе: хозяева приводят своих питомцев на наши события, и так дети могут пообщаться с животными. Но даже такие разовые акции очень влияют на наших детей. Приведу пример.
Большинство наших подопечных – дети с тяжелыми формами аутизма. Многие в принципе не замечают, что вокруг них происходит. Тем более в центре: для них это уже привычная обстановка. А когда собаки впервые пришли к нам, произошла «перезагрузка».
Конечно, это не быстро. Сначала дети вообще не подходили к собакам, словно они в параллельной вселенной. Но с нами были волонтеры, и они стали «первопроходцами». То есть они первые подошли к собакам, погладили их, обняли – и ничего страшного не произошло.
Фото: Мария Муравьева / AСИ
После этого появился интерес у самих детей. Сначала настороженно, очень осторожно, вместе с родителем. Но как только происходит знакомство и первый контакт с собакой – и потом ребенка «не отлепить».
В будущем нам бы очень хотелось продвигать именно канистерапию, но у нас нет квалифицированного специалиста, который мог бы организовать это направление.
Места силы
Вообще организация таких встреч с животными – лишь малая часть нашей работы. «Особый ракурс» работает в Абакане с 2021 года. Чаще всего мы помогаем семьям, где растут дети с ограниченными возможностями здоровья: занимаемся социальной адаптацией и интеграцией в общество. И работаем именно с родителями и опекунами.
Сейчас мы существуем исключительно за счет грантов, потому что сам центр не зарабатывает. И еще очень помогают волонтеры: мы зарегистрированы на «Добро.ру» и на все мероприятия зовем добровольцев. Сейчас у нас есть плотный костяк, который с нами уже на протяжении нескольких лет.
Если говорить про конкретные проекты, то один из самых крупных – «Мастерская кочевников». В течение всего 2022 года мы ездили по Хакасии и югу Сибири, посещали места нашей силы. И там наши дети с родителями учились этническим ремеслам, например, ездили в село Казановка и учились создавать национальные обереги.
Но большую роль играли сами путешествия. Для нашей категории детей это в принципе почти недоступно. С одной стороны, дорого и не каждая семья может себе позволить, с другой – очень мало мест адаптированы под детей с особыми потребностями.
Все началось с туризма
Вообще идея развивать такой инклюзивный туризм у директора нашей организации Лады Цурановой появилась еще в 2020 году. У нее есть туристическая фирма, которая организовывает походы на территории природного парка «Ергаки». И там же в горах есть кемпинговый лагерь.
Однажды в этом лагере наш директор встретила семью, у которой были дети с нарушениями здоровья. Оказалось, что в других лагерях они нигде не смогли найти себе места: не было подходящих условий. Поговорив с ними, Лада Владимировна решила сделать свой лагерь инклюзивным.
Сейчас каждое лето у нас там проходит лагерные смены. Несколько семей приезжают в кемпинг и живут в палатках на протяжении нескольких дней. Получается такой семейный инклюзивный лагерь.
Помощь круглый год
Но мы оказываем поддержку не только летом, но и круглогодично. Например, сейчас у нас регулярно проходят занятия в трех студиях. Есть студия декоративно-прикладного творчества, где дети занимаются, в основном, с глиной: лепят изделия с этнической направленностью, декорируют их. Мы создаем глиняные магниты, посуду и многое другое.
Еще есть студия живописи и лепки «Анимагия». Ее руководитель – Анастасия Купянская, арт-терапевт и клинический психолог. Там проходят занятия по живописи и арт-терапии.
А еще недавно открылась студия квестов социального театра «Путь звезды». Социальный театр активно развиваем, стараемся готовить детей к сцене, потому что театральное мастерство им очень помогает раскрыться. Каждое занятие начинается с артикуляционной гимнастики, проходит физическая разминка для танцев. Например, весь последний месяц наши студийцы готовились к новогоднему празднику.
Планы
Сейчас на носу Новый год – время строить планы. Мы хотим в будущем проводить наши мероприятия (в том числе с участие песика Диша) еще масштабнее, чтобы охватывать больше детей.
Хотелось бы больше пространства: помещение у нас небольшое, а так как центр не зарабатывает, то и снимать другое нет возможности. В будущем хотелось бы, чтобы наши события проходили, например, в ДК или в других просторных помещениях, где есть сцена.
Фото предоставлено Ольгой Кыштымовой
Сцена – это вообще очень важно. Конечно, у нас в центре есть экран, колонки, микрофоны… Но если ребенок выходит с отрепетированным номером на сцену, видит зал, зрителей, поддержку – все это еще больше погрузит его в процесс творчества. С одной стороны, будет понимание, зачем все эти занятия были нужны, с другой – будет преодоление страха. И, конечно, сцена – это возможность еще больше интегрироваться в общество.
Если говорить именно про центр, хотелось бы, чтобы о нас узнали крупные компании из Хакасии и были открыты к сотрудничеству. Потому что сейчас с этим немного туговато. Поскольку мы направлены именно на реабилитацию через творчество, то не все понимают, насколько это действенно. А прогресс есть, он колоссальный. Хочется, чтобы в будущем эту ценность видели и разделяли многие».
Этот текст подготовлен по следам конкурса «Если бы я был журналистом Агентства социальной информации», который АСИ и #ЩедрыйВторник проводили к ежегодному Дню благотворительности.
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Записала Марина Некрасова