Лаборатория благотворительности Noôdome и инициатива «Сколково. Pro bono» продолжают серию встреч с лидерами некоммерческих организаций России. Публикуем выступление Марины Аксеновой, директора благотворительного фонда «Солнечный город», о том, как люди и государство могут сделать так, чтобы не было детдомов, о мотивации в работе и профилактике социального сиротства.
Про путь в благотворительность и мотивацию помогать
Я перешла в благотворительность из бизнеса 17 лет назад. Моя карьера в этой сфере началась со случайной встречи с фондом «Солнечный город», который занимался в Новосибирске проблемой так называемых «больничных сирот» — маленьких детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в больницах в одиночестве.
Сначала я занималась в фонде решением самых базовых задач: сбор подгузников и других необходимых вещей, найм персонала для ухода за детьми, ремонт палат. Со временем моя роль и сфера влияния увеличивались и расширялись.
Мой путь к пониманию и решению этих проблем был долгим и сложным, но высшее экономическое образование и большой опыт корпоративного менеджмента помогли мне эффективно справляться с задачами. Я всегда говорю, что если бы раскрыла некоторые секреты своей работы, то многие точно захотели бы оставить свои позиции и стать директорами фондов. Это действительно увлекательная и значимая работа, которая приносит огромное удовлетворение.
Моя мотивация до сих пор остается неизменной, несмотря на усталость и жизненные обстоятельства. Я нахожу вдохновение в результатах своей работы, когда мы буквально создаем новую историю для конкретных детей.
![](https://asi.org.ru/wp-content/uploads/2025/01/marina-aksenova.jpg.jpeg)
Считаю, что люди, которые помогают нам финансово, возлагают на меня ответственность и доверяют мне.
Это заставляет меня и мою команду все время находиться в поиске более эффективных решений для помощи детям.
Марина Аксенова. Фото предоставлено Школой управления «Сколково»
В ходе моей работы я столкнулась с необходимостью принятия сложившейся ситуации и научилась действовать по принципу «делай что должен, и будь что будет». Первый раз, посетив больницу, где лежат малыши без родителей, я запомнила взгляд двухлетнего мальчика за прутиками кроватки, полный страха. Эта ситуация меня жутко разозлила, злость переросла в мотивацию сделать так, чтобы дети не были одни, а если уж и попадали в больницу, то ничего не боялись, потому что там будут няни, которые о них позаботятся.
Желание изменить ситуацию привело, например, к тому, что появилась услуга профилактики отказов от детей в роддомах Новосибирска. Ее команда за 17 лет предотвратила более половины таких случаев.
Про стратегию и цели фонда
В первые лет пять и речи не было ни про какую стратегию, пока нам не удалось постепенно разобраться во всех нюансах социального сиротства. Потом фонд «Солнечный город» несколько раз перестраивал свою стратегию и в итоге сделал акцент на профилактике социального сиротства и поддержке семей.
Мы поняли, что простое оказание помощи детям в детских домах вообще не решает проблему в корне и мы должны влиять на первопричины того, что дети оказываются в учреждениях.
Наш фонд сейчас имеет четкую стратегию, тактику и конкретные планы по достижению поставленных целей. Мы проводим исследования и знаем, что люди в глубоком кризисе, с которыми работает фонд, отличаются от нас лишь одним: они не справляются с жизненными трудностями, которые в итоге приводят их к разлуке с детьми.
Мы сами могли бы оказаться на их месте, если бы на нас обрушились аналогичные обстоятельства и некому было бы помочь. Поэтому важно поддерживать семьи и таким образом предотвращать социальное сиротство.
Про семейное устройство детей и поддержку приемных родителей
Одно из основных направлений нашей работы — семейное устройство детей и поддержка приемных родителей. Несмотря на то что общество привыкло поддерживать систему детских домов, все исследования говорят, что она неэффективна.
Когда я общаюсь с бизнесом по поводу участия в благотворительности, всегда говорю о важности выбора наилучшего варианта вложения средств. Мы предлагаем альтернативу — поддерживать семьи, кровные и замещающие, готовые взять на себя ответственность за воспитание счастливых детей.
Важно понимать, что дети в учреждениях представляют собой сложно устраиваемые категории, в том числе подростки (80%), дети с инвалидностью (15%) и сиблинги семей сирот. На моей практике встречалась семья, из которой восемь детей надо было устраивать — можно представить себе, насколько это тяжелейшая задача. Но находятся семьи, готовые принять таких детей, и им следует оказывать помощь в семейном устройстве. Это классно и ответственно. В Москве этим занимается фонд «Арифметика добра», например.
Моя личная история принятия в семью 15-летнего подростка показала, насколько сложной может быть такая задача, даже для человека с опытом работы в этой сфере. Поэтому замещающие семьи очень нуждаются в поддержке.
Про проект наставничества
Еще одно направление в работе фонда — проект наставничества. Это, по сути, индивидуальное волонтерство, когда взрослый человек становится наставником для подростка из детского дома или из опекаемой семьи. Мы занимаемся этим уже 10 лет и стали крупнейшими в России: охватываем 30 городов и почти две тысячи пар сопровождения.
Для запуска такого проекта необходим минимум: оплачиваемая работа для двух человек (куратор проекта и психолог), желание и возможность коммуницировать со всеми участниками процесса. Волонтер работает бесплатно, а задача компании-партнера — содержать команду, которая обучает проект, проводит его супервизию и запускает в учреждение.
У нас есть исследование на небольшой аудитории, примерно полторы тысячи человек, которое показывает, что 98% детей хотят продолжать общение с наставниками и удовлетворены его результатами.
Самое важное здесь — учитывать предыдущий опыт детей и подбирать для них подходящих наставников. И конечно, мы отдаем себе отчет в том, что большинство выходящих из учреждений сталкиваются с большим количеством кризисных событий, которые могут свести на нет все усилия команды, спонсоров и волонтеров по их профориентации и социализации.
В проекте наставничества мы подбираем молодых людей старше 24 лет, которые проходят строгий отбор. Как правило, они очень зрелые и цельные люди. Потому что речь идет не о реализации собственных амбиций или болей, а о реальной возможности помочь детям. Дети, проходящие через систему институционализации, уже разочарованы во взрослых, и важно, чтобы мы не подводили их еще раз.
У нас есть правила, согласно которым первые полгода наставник не должен дарить детям материальных подарков, иначе это формирует потребительскую позицию. Если настоящее доверие в паре выстраивается, это отражается на всей жизни подростка. Они начинают лучше учиться, слышать аргументы взрослого о выборе профессии и о разумном распоряжении деньгами и тому подобное.
![](https://asi.org.ru/wp-content/uploads/2025/01/dsc_4419-1-1024x683.jpeg)
Про систему детских домов
Система детских домов довольно хорошо финансируется государством, но, по данным исследований, например, совершенно не подходит под потребности раннего детства, групповая система воспитания никак не соотносится с нормальным развитием детей. Считаю, что домов ребенка, например, вообще не должно быть.
Самый важный возраст для человека — это его первые полтора года жизни. Необходимо, чтобы дети в этот период находились не в государственной системе воспитания, а с родителями или опекунами. Приюты хуже финансируются, чем детские дома. Они называются социально-реабилитационными центрами, но по факту часто служат просто пунктами передержки для детей, которые оказались в сложной ситуации.
Хотелось бы, чтобы на любой критический случай для ребенка была возможность либо остаться в кровной семье, которая получит поддержку, либо на время перейти не в учреждение, а в другую подготовленную семью, которая сможет о нем позаботиться.
Про замещающее родительство
Как правило, когда речь заходит о замещающих семьях, многие представляют себе именно приемную семью. Однако законом предусмотрено несколько форм замещающего родительства, каждая из которых имеет свои особенности. Это может быть опека, как родственная, так и неродственная, возмездная и безвозмездная, а также формы усыновления и приемные семьи. Таким образом, приемная семья — лишь одна из форм замещающего родительства.
Специалисты сопровождают как кровных родителей, помогая выйти им из кризиса, так и замещающих, у которых находятся дети. Ресурсную временную семью можно привлечь не только в кризисных ситуациях, но и для поддержки семей, которые по разным причинам временно не могут обеспечить должный уход за детьми, например из-за болезни.
Многих волнует вопрос о продолжительности пребывания ребенка во временной семье. Это зависит от конкретной ситуации и может варьироваться от нескольких недель до нескольких месяцев или даже лет. Однако наш опыт показывает, что для ребенка всегда будет приоритетной его кровная семья, даже если он находится в доброй и поддерживающей замещающей. Я не видела ни одного ребенка, который бы сильно не хотел вернуться к родной матери.
Про различия между региональными и федеральными фондами
В ходе своего профессионального пути в сфере благотворительности я столкнулась с различиями между региональными и федеральными фондами. Из своего опыта я сформулировала ключевые факторы успеха в продвижении от регионального к федеральному уровню.
- Экспертиза и репутация: наличие экспертных знаний и высокой репутации в сфере благотворительности — важный фактор для продвижения на общенациональном уровне. Для меня это включает в себя знание и понимание проблем, связанных с детьми, оставшимися без попечения родителей, и способность предложить решения, которые могут быть применены на широком уровне.
- Целеустремленность: я хочу не только добиться успеха в своей организации, но и изменить ситуацию в стране в целом. Это требует от меня выхода на уровень субъектов Российской Федерации, представления своей экспертизы и проектов, а также проведения исследований, которые могут быть тиражированы на общенациональном уровне.
- Коллаборация с бизнесом: важный аспект моей деятельности — сотрудничество с бизнесом. Зачастую бизнес имеет две грани: спонсорство с определенными требованиями и отчетностью или тихое финансирование без широкой огласки. Я всегда предпочитаю предлагать партнерство, где я готова отвечать за результат. Это облегчает мою работу с компаниями и корпорациями и открывает возможности для коллабораций с НКО, бизнесом и креативными агентствами.
- Социальная ответственность: социальная ответственность — это седьмой фактор повышения прибыльности бизнеса, как говорил Филип Котлер. Это про сердечко людей и про лояльность бренда для сотрудников, партнеров и потребителей. Бизнесу важно уметь упаковывать свою социальную ответственность, чтобы действительно добиться успеха в этом направлении.
В целом мое и фонда стремление изменить жизнь детей в нашей стране, честное выстраивание партнерских отношений позволили нам выйти на федеральный уровень, и мы будем и дальше работать над достижением своей цели — сделать так, чтобы в России не было детских домов.
Мы считаем, что это абсолютно возможно реализовать в перспективе 10 лет, если будут государственная воля и люди, которые верят в то, что это возможно — выстраивать иначе работу с семьями, помогая проходить кризисные жизненные события, поддерживая семейную систему, развивая услуги, а не финансируя детские дома.
И да, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства, наша страна уже выбрала этот вектор. В регионах есть результаты — в учреждениях находится все меньше детей.