Новости
Новости
15.01.2025
14.01.2025
13.01.2025
18+
Статьи

День с выездной службой паллиативной помощи в Красноярском крае

Корреспондент АСИ побывала в рейде с выездной бригадой благотворительного фонда «Феникс».

Фото: why kei / Unsplash

Благотворительный фонд социальной помощи, реабилитации граждан «Феникс» помогает тяжелобольным и паллиативным пациентам. Одно из направлений работы организации — выезд на дом специалистов по уходу за лежачими больными. Ежедневно фонд обслуживает не менее 18 заявок по Красноярску и ближайшим территориям. Хоть немного представить себе работу сотрудников фонда и то, с чем им приходится ежедневно сталкиваться, можно, лишь проехав с выездной службой паллиативной помощи.

«Ну все, теперь я красивая!»

«Сегодня мы делаем маникюр, педикюр и стрижку одинокой женщине на инвалидной коляске, затем довезем молодого человека с рассеянным склерозом до ванной и поможем принять душ, а после помоем бабушку после инсульта в надувной ванной. До обеда должны управиться», — кратко сообщил по дороге автоволонтер Александр Егоров

Мы с ним выехали около 10 часов утра, на каждом адресе уже работали бригады. Первая в списке — женщина с инвалидностью. Правый, промышленный берег Красноярска. Почти час езды из центра города. Крутимся по узким дворам, пока находим нужный дом. Александр до «Феникса» работал в школе учителем истории и психологом. В какой-то момент понял, что сделал там все, что мог. 

«Здесь каждый день чувствуешь, что делаешь что-то невероятно важное для отдельного человека. Такой благодарности я не видел больше нигде. Это очень вдохновляет», — признается мужчина.

Заходим в квартиру, сотрудник «Феникса» Марина Ниводничева уже обработала Надежде Яковлевне ноги и приступила к маникюру. Женщины шутят, как на обычном маникюре в салоне.

Фото: Светлана Хустик / АСИ

«Если руки я хоть как-то могу сама обработать, то ноги без помощи никак. Пробовала вызвать маникюршу на дом, но к инвалиду далеко не каждый мастер поедет. Поэтому эта помощь незаменима», — говорит Надежда Яковлевна.

Женщина живет одна, уже несколько лет она передвигается на кресле-коляске — не работают ноги. Надежде Яковлевне помогает дочь, но жить с мамой постоянно не может, у нее своя семья.

«Нет, нет, я не скучаю, вот смотрю телевизор, всех звезд эстрады знаю», — говорит Надежда Яковлевна. И разрешает аккуратно поснимать процесс, добавляя: «Я не очень фотогеничная».

«У всех лежачих больных проблема с ногтями. Обработать толстые, слоящиеся ногти без специальных инструментов сложно. За это мало кто возьмется. Поэтому маникюр и педикюр для человека с ограниченными возможностями не роскошь. Заусенцы, вросший ноготь — все это может стать причиной воспалений, нагноений и впоследствии заражения. Поэтому мы не только наводим красоту, но и поддерживаем качество жизни. Хотя, конечно, любой женщине приятно, когда руки и ноги аккуратные и обработанные», — говорит Марина.

После процедур переезжаем на кухню, здесь Марина накидывает на Надежду пеньюар, как в парикмахерской, сбрызгивает волосы из пульверизатора и приступает к стрижке. Женщина преображается на глазах: «Ну все, теперь я красивая!»

Марина пробыла у Надежды Яковлевны больше двух часов. Для человека, который круглые сутки находится в квартире практически один, это ценно в том числе общением. Женщины прощаются до следующего раза. Марина с выездной службой паллиативной помощи торопится на очередную заявку, а мы отправляемся дальше.

Как помыть человека весом почти в центнер

Дом, где живет следующий подопечный «Феникса», находится здесь же, на правом берегу. С виду обычная хрущевка. Заходим в квартиру и попадаем в узкий коридор с тремя закрытыми дверями.

«Это квартира, переделанная под коммуналку. Мы тут снимаем комнату, проходите», — приглашает пожилая женщина.

В узкой комнате место только для софы, где лежит молодой человек, кухонного гарнитура и шкафа. У входа крошечная ванная с туалетом вместе. Как туда завезти человека помыться, непонятно. Александр выходит на улицу, чтобы было где развернуться двум санитарам «Феникса» и маме. Я стою в проходе, больше трех человек в комнате просто не помещается. Игорь, так зовут подопечного фонда, с помощью санитаров поднимается с софы и пересаживается в кресло-коляску. Мужчины закатывают его в ванную и бережно сажают в ванну.

Игорю 40 лет, он заболел шесть лет назад. Неожиданно. Работал помощником машиниста, возил людей и однажды почувствовал какой-то непонятный писк в левом ухе. На ежегодной медкомиссии невролог назначила МРТ. Все было в порядке. Прошло два года, начал замечать, что ноги отказывают. Уволился.

«Однажды я приехала к нему, сварила щи и собралась уходить. А сын просит налить ему, сам не встанет. Оказалось, ноги отказали совсем. Мы вызвали скорую, доктор его осмотрел — не инсульт. На другой день увезли в больницу, сделали МРТ, уже с контрастом, а там девять очагов. Диагноз — рассеянный склероз. Сначала дали вторую группу инвалидности, сейчас уже первая группа и паллиативный статус», — говорит мама. 

Как такового лечения нет, только поддерживающая терапия, чтобы остановить процесс и не допустить ухудшений. От социальной защиты к Игорю приходит патронажная сестра. Но помочь помыться, сходить в туалет сложно, у него приличный вес. Маме это тоже не по силам — ей 76 лет.

Как говорит сам Игорь: «Если бы не “Феникс”, я бы лежал и вонял». И это нисколько не преувеличение. Коварство заболевания и в том, что у человека ничего не болит: ни руки, ни ноги. Они просто не работают. И абсолютно светлая и ясная голова. У Игоря лишь немного двигается левая рука, можно потянуться и достать что-то из холодильника. Эта все его возможности, когда он один.

Пока санитары помогают Игорю помыться, мама рассказывает, что в этой комнатушке сын живет вынужденно. Когда-то у него был двухкомнатный дом в центре Красноярска. Семья купила его 20 лет назад, чтобы снести и построить новый, дом тогда уже был столетний. Но оказалось, что по генеральному плану строить на этом месте ничего нельзя.

Несколько лет назад участок стало затапливать, дом стал гнить, просел, жить в нем теперь невозможно. Семья пыталась собрать документы и добиваться переселения в более пригодное жилье, но как раз в это время Игорь заболел и стало не до того. Пришлось снять эту комнату — на большее пенсии не хватит. 

Фото: Sergiu Vălenaș / Unsplash

После ванны Игоря переложили на чистую постель. Санитары быстро переоделись и попрощались. Помыть в ванной человека весом почти 100 килограмм не просто даже для двоих мужчин. Игорь улыбается и от души говорит спасибо. И, словно оправдываясь, добавляет: «Я уже стараюсь и диеты придерживаться, чтобы не набирать вес, но не всегда получается».

«С такими помощниками мы справимся»

Следующий адрес, по которому я еду с выездной службой паллиативной помощи, — в центре Красноярска. Пожилая женщина после инсульта. Ее недавно выписали из больницы, и родные учатся уходу. Как помыть близкого человека, они не представляли, обтирали влажными салфетками. Сегодня женщину впервые купают сотрудники «Феникса». Она небольшого веса, и уже другая команда, девушки, подложили под нее надувную ванну, здесь же, на кровати, надули, набрали воды и в четыре руки бережно помыли. Родные только помогали приносить воду в ведрах.

«Я даже не думала, что такое возможно, — делится невестка, — очень благодарна, что нам так помогают, сами бы мы не справились».

По глазам было видно, женщина очень переживала и стеснялась, но девушки все делали ловко и бережно. После воду слили, ванную сдули и аккуратно убрали. Осталось только одеть и укрыть одеялом.

«Мама еще в прошлом году ездила в дом отдыха, вела активный образ жизни, летом приезжала на дачу. А однажды ночью упала. Папа не стал нас тревожить, пролежал с нею на полу до утра, пока не приехал внук. Конечно, им сложно осознавать беспомощность. И нам сложно, и физически, и морально. Но с такими помощниками мы справимся», — говорят родные. 

«Обязательно справитесь, к нам можно обращаться раз в две недели, звоните, оставляйте заявку, и мы будем приезжать», — уточняют сотрудницы «Феникса».

Сколько моральных сил, терпения и смелости нужно иметь, чтобы вот так помогать людям, представить сложно. Наверняка и пациенты, и родственники бывают разные. Даже то, что люди в таком положении часто в стрессе, многие в затяжном, — сказывается на общении. Помощь бывает сложно не только оказывать, но и принимать.

«Мы специально выбирали те услуги, которые не оказывает государство, чтобы реально помогать»

По словам председателя благотворительного фонда «Феникс» Татьяны Станкевич, прежде чем выезжать на вызовы на дом, сотрудники организации проходят большую подготовку. Сначала они учатся в Школе социального волонтерства. Далее отрабатывают практику в подшефных учреждениях фонда — домах инвалидов: гуляют с подопечными, учатся общаться, управлять коляской. Здесь они узнают о нюансах. Например, с человеком в кресле-коляске нельзя разговаривать стоя, только сидя, на одном с ним уровне.

После прохождения всех этих этапов координаторы спрашивают, готовы ли они выйти на заявки. И если да, то за каждым закрепляется наставник, который уже умеет работать на дому. По одному к пациенту практически не выходят.

Фото предоставлено благотворительным фондом «Феникс»

Сейчас фонд развивает два направления работы со взрослыми. Первое — мобильный дом милосердия (для подопечных, проживающих на территории Красноярска, Сосновоборска и Березовки), это работа по системному сопровождению. Вторая — выездные бригады (для подопечных на территориях Сухобузимского, Манского, Емельяновского, Березовского районов, городов Дивногорска, Ачинска и Назарово) — работа по заявкам с выездной службой паллиативной помощи.

«У нас около полутора тысяч пациентов, — рассказывает Татьяна Станкевич. — Социальные координаторы подхватывают нового подопечного и его семью, определяют круг задач, которые нужно помочь им решить в ближайшее время, выстраивают план сопровождения семьи и помогают его осуществить.

Сиделки подменяют родственников у кровати больного, специалисты по уходу за лежачими больными осуществляют санитарно-гигиенический уход, волонтеры добавляют красок и эмоций в жизнь подопечных фонда. Медсестры выезжают на тяжелые случаи, когда нужно обработать пролежни, трофические язвы, заменить катетеры. Служба перевозки лежачих больных выезжает, если нужно отвезти человека в больницу на обследование, встретить в аэропорту или на железнодорожном вокзале. Эта служба работает и в выходные, и ночью, все остальные — в рабочее время».

Медсестры и служба перевозки лежачих больных обслуживают только тех, кто имеет паллиативный статус. Социальный персонал может выходить и к инвалидам первой группы, если они лежачие или колясочники. К пациентам стараются отправлять тех, кто уже у них был. К мужчинам — мужчин, к женщинам — женщин. Люди и так преодолевают огромное стеснение, делать это с разными людьми сложно.

По словам Татьяны, тяжелее всего мужчинам. Они, даже видя нормальных парней, одетых в медицинские халаты и искренне готовых помочь, поначалу с недоверием спрашивают: «Правда мыть будете?» А второй и последующие разы уже просят: «Вы мне тех ребят пришлите, которые в прошлый раз были».

«Мы специально выбирали те услуги, которые не оказывает государство, чтобы не дублировать и реально помогать. Если же услуги, которые государство оказывает, человек не получает (так тоже бывает), наша задача — сориентировать, как этого добиться, либо самого человека, либо его родственников. Это делают социальные координаторы. Если у родственников решить проблему по обозначенному координатором маршруту не получается, тогда поможем добиться ее решения мы — специалисты и администрация фонда», — продолжает Татьяна.

Татьяна Станкевич (слева). Фото: Светлана Хустик / АСИ

Наши выезды закончились после 14:00. Даже если не помогать, а просто общаться с людьми, это очень серьезная психологическая нагрузка. Сотрудники «Феникса» признаются, что работают в большей степени на энтузиазме и обычном человеческом желании помочь. Зарплаты в фонде небольшие. Но передать то чувство морального удовлетворения от того, что они кому-то помогли, — а значит, не зря прожили этот конкретный день, — сложно. Это можно только почувствовать.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике