Красноярская региональная общественная организация «Поиск пропавших детей» имени Оксаны Василишиной работает с 2013 года. Сегодня это территориальное подразделение по Красноярскому краю Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям. В 2024 году благодаря работе отряда по поиску пропавших живыми нашли 258 детей и 249 взрослых из 627 человек. Погибли три ребенка и 24 взрослых. Поиск 96 человек продолжается до сих пор.
Организация появилась благодаря Оксане Василишиной. Женщине, которая нашла в Красноярске и крае тысячи потерявшихся детей и которую коллеги называли вождем, а журналисты — ангелом-хранителем, временно спустившимся на эту землю. Ей удалось собрать сильную команду волонтеров, готовых в любое время дня и ночи броситься на поиск пропавшего человека, практически из ничего: поиски начинали, когда на пять человек было две рации и один термос.
Оксана Василишина. Фото предоставлено организацией «Поиск пропавших детей»
В декабре 2023 года Оксана Василишина умерла. Три года до этого женщина боролась с раком. Сегодня организацией руководит Екатерина Павлова и команда работает в прежнем режиме.
«От тебя может зависеть жизнь человека»
Несмотря на то что организация называется «Поиск пропавших детей», волонтеры давно ищут и детей, и взрослых. Просто однажды не смогли отказать родным, которые стали обращаться по поиску взрослых. Ведь каждый взрослый тоже чей-то ребенок, и нет никакой разницы, какого возраста человек потерялся: пять, 15 или 25 лет. За всех одинаково волнуются и переживают близкие.
«У нас есть Аллея памяти, где мы каждый год 25 мая высаживаем сирень в честь погибших ребятишек. С момента организации отряда там 40 кустов. Найденных живыми, конечно, в десятки раз больше», — говорит Екатерина Павлова.
Сама Екатерина из Дивногорска (город в 40 километрах от Красноярска). Сначала она просто наблюдала за работой отряда по поиску пропавших. Однажды в Дивногорске пропала бабушка, ушла из дома практически раздетой. И Екатерина решила выйти на помощь отряду, ведь свой город она знает отлично. После этого ее добавили в чаты организации и она стала регулярно выезжать на поиски.
Ту бабушку нашли погибшей — сердечный приступ. Неудачные первые поиски, наоборот, вдохновили Екатерину: «Если здесь не успела, значит в следующий раз нужно проработать хронологию поиска иначе, чтобы обязательно успеть». Сейчас она уже четко знает, какие подходы применить, как вывести из леса заблудившегося человека по телефону, по ветру, по солнцу.
Вначале Екатерина еще пыталась совмещать поиски с основной работой. Но вскоре стало понятно, что дальше это делать невозможно — отряд отнимает очень много времени. Уволилась, отучилась на спасателя и полтора года поработала в Красноярском поисково-спасательном отряде. С тех пор полностью посвятила себя поискам пропавших. А после смерти Оксаны возглавила организацию.
Сейчас «Поиск пропавших детей» имени Оксаны Василишиной состоит из оперативной группы — 38 человек, информационной группы — 22 человека и добровольцев — их около 700 человек. Оперативная группа работает в полях и непосредственно ищет потерявшегося человека — это люди на постоянной работе. Информационная группа распространяет ориентировки, и чаще всего, в 75% случаев, этого бывает достаточно, чтобы найти человека.
«Конечно, на поиски выходят не все 700 добровольцев. Люди откликаются по желанию и возможностям. Но те, кто с нами давно, уже научились расставлять приоритеты: дома на диване полежать или спасти человека.
Здесь быстро понимаешь, что от тебя может зависеть жизнь человека, — объясняет Екатерина. — Кто-то клеит ориентировки, кто-то на машинах объезжает район и отписывается: “Все чисто”, если проезжает мимо и ничего не обнаруживает».
Оперативно, без заявления в полицию, но с согласия родственников, берут в работу заявления о пропаже несовершеннолетних и пожилых, нуждающихся в медпомощи. Здесь очень важно не упустить время. Совершеннолетних ищут только после заявления в полицию.
Работа, при которой счет идет на секунды
Екатерина помнит первого найденного человека. Это был подросток, суицидник. Поиски шли в лесополосе, Екатерина с Оксаной переезжали с точки на точку и вдруг заметили, как что-то промелькнуло, и остановились. Подросток лежал под кустом. Счет шел на секунды. Оказали первую помощь, эвакуировали из леса и передали реанимации. Ребенок выжил.
Был еще более быстрый поиск. Екатерина с Оксаной заехали в кафе перекусить, и в это время появилась заявка на поиск девочки-подростка. Место, где ее видели в последний раз, оказалось рядом. Вышли на улицу и буквально через 10 шагов увидели девочку: одежда, внешность, все совпадало. Сообщив маме, Екатерина пошла за ребенком, стараясь не упустить ее из вида. Как только мама приехала, передала дочку ей.
Но у отряда по поиску пропавших бывают и сложные, трудо- и времязатратные поиски. Одни из таких проходили в Большой Мурте (районный центр в 100 км от Красноярска). Потерялась женщина 74 лет, которая нуждалась в медпомощи. Бабушка ушла днем за грибами и не вернулась. Поисковики приехали на место в четыре утра, начало светать, стоял туман. Команда решила медленно ехать по дороге, через каждые 500 метров останавливаться, включать сирену и затем в громкоговоритель кричать имя бабушки. Она откликнулась на второй или третьей остановке.
«Но мы никак не могли понять, в какой она стороне. Кричим, замираем, слушаем, она откликается, чуть отъезжаем, опять тишина. Возвращаемся в исходную точку. Отзывается: “Да вы ж мои хорошие, я тут”. Просим ее оставаться на месте, она не понимает и вновь движется. В какой-то момент нам пришлось свернуть в поле, мы наехали на пень, стук, пробили радиатор. Тут уже пришлось эвакуировать нас. Бабушку к утру нашли полицейские», — рассказала Екатерина.
Текущие задачи и планы отряда по поиску пропавших
У отряда выстроено оперативное взаимодействие со всеми службами в городе. На поиск волонтеры и полицейские выходят вместе. Большую помощь оказывают компании, у которых есть большие рекламные мониторы, — они размещают информацию о пропавших на улицах города. СМИ, интернет, листовки — в ход идет все, что-то обязательно сработает. Кроме того, сегодня и отряд, и полиция ведут серьезную профилактику. Волонтеры отряда приходят с лекциями к школьникам, обучают лекторов по безопасности. Стараются охватить самую незащищенную группу — детей с первого по четвертый класс. Пристальное внимание уделяют теме безопасного интернета. Также у отряда по поиску пропавших есть координаторы в городах края: Канске, Ачинске и Енисейске.
«На сегодняшний день в отряде 13 аттестованных спасателей. Оксана мечтала аттестовать всех, чтобы мы стали официальным поисково-спасательным отрядом. И сейчас мы к этому постепенно движемся», — говорит Екатерина.
Отряд существует на гранты и спонсорскую помощь. На них приобретены подводный дрон, тепловизор, квадрокоптер, лодка с мотором, квадроцикл с прицепом. Главная проблема, что вся техника пока стоит в разных концах города. У отряда по поиску пропавших нет своего помещения, где можно было бы ее хранить. Помещение, где располагается отряд, хоть и предоставлено городом, давно требует ремонта и находится на первом этаже жилого дома. В идеале это должно быть отдельно стоящее здание с боксом для техники рядом. Это необходимо в том числе для того, чтобы отряд прошел аттестацию. Так, как мечтала Оксана Василишина.