Стрим из серии «Не пропустите» был приурочен к выпуску доклада «Влияние и вклад НКО в решение социальных проблем и повышение качества жизни в России», опубликованного в октябре 2024 года. Ознакомиться с ним можно здесь.
Субъективная оценка: зло или нет?
Открывающей темой стрима стала субъективная оценка как инструмент исследования в подобных докладах. Юлия Скокова, директор Лаборатории социальных исследований и аналитики Ver.Sia Lab и руководитель проекта «Пульс НКО», заявила, что у нее нет негативного отношения к субъективным оценкам. Более того, они даже полезны, поскольку на их основе принимается очень много решений.
«Очень многие вещи невозможно измерить объективной оценкой. К тому же иногда субъективная оценка становится отправной точкой для организации, которая начинает задумываться о проведении уже качественной оценки. Мы в Ver.Sia Lab начинаем с качественной оценки, а затем проводим опросы, анкеты и так далее», — поделилась Скокова.
Она добавила, что чем более распространенные данные организации имеют о секторе, тем больше выводов можно сделать о субсекторах внутри него.
Ирина Краснопольская, ведущий исследователь Ver.Sia Lab, считает, что ценность любых докладов — в представлении не объективной, а максимально полной и подробной картины. Поэтому нужно стремиться не к стопроцентной точности, а к постоянному наблюдению.
Владимир Вайнер, директор дивизиона развития сектора некоммерческих организаций Агентства стратегических инициатив, признался, что даже рад был видеть субъективную оценку в докладе.
«Если мы оказываемся на месте благополучателя, который получил услугу от НКО и решил свою проблему, доказательства здесь очевидны и глубоко субъективны. А если мы на месте эксперта, то нам тоже будут важны разные показатели. Кого-то интересует влияние на индекс оценки эффективности губернатора, кого-то — сколько привлечено волонтерских часов, еще кого-то — сводная экономика и вклад в ВВП», — отметил Вайнер.
По его словам, вектор оценки должен быть свободным, а сами исследователи должны понимать, что не существует единой меры оценки социального воздействия НКО. Вайнер советует некоммерческим организациям самим определять факторы и доказательства, наличие которых говорит об эффективности проекта.
А кто требует доказательств?
Доказательства о деятельности обычно требуются двум участникам — самой организации и ее донору.
Александр Спивак, председатель совета Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, согласился, что сама организация должна понять, в чем именно она видит свой вклад. Речь идет о помощи конкретному благополучателю, результатах конкретного проекта или более масштабной региональной деятельности?
«В первую очередь НКО должна рефлексировать и отчитываться перед самой собой, не скромничая и не преувеличивая, а четко отвечая себе на вопрос: ”Когда, что и в каком объеме мы сделали?”. В годовом отчете важнее всего не прозрачность, а то, что организация понимает о самой себе и что собирается делать дальше на основе этих данных», — считает Спивак.
Другой вопрос, когда речь заходит о доноре, который ожидает результата. В сфере детства, которую представляет Спивак, работает направление доказательности практик. Эксперт объясняет, что речь идет не о вкладе, а о том, могут ли используемые технологии, практики и методики логически привести к заявленным результатам, а благополучатели — подтвердить, что они действительно работают. Для этого грантодающие организации развивают свои стандарты оценки доказательных практик.
Есть еще третья сторона, которая ожидает положительных изменений, — государство. Однако, по мнению Спивака, после решения какой-либо проблемы (в том числе с участием НКО) власти скорее поблагодарят всех партнеров, упомянув общественные организации, однако приоритетности среди участников не будет. При этом крупная финансовая поддержка со стороны государства напрямую подтверждает экспертность сектора и доверие к нему.
Влияние доверия
Владимир Вайнер признался, что в библиотеке Агентства стратегических инициатив большой популярностью пользуется книга «Без кожи» Алёны Куратовой, руководителя благотворительного фонда «Дети-бабочки». По мнению Вайнера, НКО стоит отбрасывать излишнюю скромность и иметь достаточно амбиций для того, чтобы рассказывать об историях из своей сферы деятельности. Это повышает доверие к организации среди всех стейкхолдеров.
«Таким образом СО НКО из поставщика услуг превращается в организацию, к которой так или иначе можно присоединиться. Это формирует пул сторонников и волонтеров, доноров и соискателей», — объяснил эксперт.
Согласно последнему отчету Минфина, который привел в пример Вайнер, уровень удовлетворенности граждан услугами, которые оказывают негосударственные поставщики, в том числе НКО, выше, чем услугами, оказываемыми ГБУ. По мнению эксперта, это значит, что необходимо расширять доступ негосударственных поставщиков услуг и усиливать проявленность некоммерческих организаций. Тогда у населения сформируется понятная логическая цепочка, что НКО можно доверять.
Александр Спивак добавил, что деятельность сектора необходимо делать более медийной, чтобы о ней начали говорить блогеры и знаменитости. Тогда возникнет мода на добрые дела, а к самим некоммерческим организациям будет больше доверия.
Что нужно делать, чтобы отыскать доказательство влияния
Советы от экспертов
- Попробуйте посмотреть на то, что делают другие. Это позволит не создавать велосипед заново.
- Посмотрите курс «Теория изменений для управления и оценки социального проекта», который предназначен для тех, кто стремится освоить современные методы управления социальными проектами и их оценки.
- Формируйте насмотренность — изучайте не только русскоязычные, но и иностранные источники, особенно если речь идет об узконаправленных проектах.
- Делитесь своими результатами.
- Примите участие в исследовании «Пульс НКО». Оно поможет выявить слабые и сильные стороны организации и провести самодиагностику.
Полную запись стрима можно посмотреть здесь. Это четвертый стрим в серии, посвященной осмыслению вклада НКО в решение социальных проблем. Их можно найти на всех площадках АСИ.
Серия информационных стримов Агентства социальной информации «Не пропустите» – часть проекта «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов.