Новости
Новости
05.02.2025
04.02.2025
03.02.2025
18+
Статьи

Числа Фибоначчи, корейский язык и тусовка: зачем нужны проекты просвещения детей в аулах

Уроженка небольшого аула Карачаево-Черкесии решила помочь детям своих земляков получить доступ к качественному образованию.

Смена в летней школе. Фото: Полина Рукавичкина / Центр инновационных социальных технологий «Заман»

Руководитель проекта просвещения детей в аулах «Балапанлар» Бэлла Шахмирза считает, что у детей в аулах и селах должны быть такие же возможности, как и у детей в больших городах. Ее проект начался с летних школ, которые группа активистов проводила в поселках Карачаево-Черкесии, Ставрополья и Астраханской области. Спустя несколько лет появился постоянный досуговый центр в ауле Икон-Халк. Бэлла рассказала АСИ о проблемах с образованием в маленьких поселениях и аулах Карачаево-Черкесии. Они свойственны всем маленьким сельским школам в России.

Разрушать стереотипы

«В любом регионе России есть очень много талантливых детей. Проблема в том, что чаще всего у этих детей нет способа понять, в чем заключается их талант», — делится Бэлла.

Сама Бэлла сейчас говорит на четырех языках, но о своей способности к языкам она бы никогда не узнала, если бы не уехала в Москву учиться на факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ло­моносова (МГУ).

В Икон-Халке. Фото: Полина Рукавичкина / Центр инновационных социальных технологий «Заман»

«Существуют же рекрутеры, которые ищут таланты в регионах, — рассуждает Бэлла. — Но когда ты живешь в ауле, некому даже подсказать, что тебе стоит попробовать себя в какой-то области».

В старших классах Бэлла поставила родителям ультиматум, что поедет учиться в Москву, и родители ее поддержали. Активистка делится: азарт посмотреть большой мир появился у нее в детстве благодаря книгам. Желание сформировалось несмотря на то, что никто из ее семьи до этого с родины не уезжал. Бэлла замечает, что жизнь в ауле веками течет по одним и тем же сценариям.

Традиционный уклад

«Когда мы открыли образовательный центр в ауле Икон-Халк, — объясняет Бэлла, — в какой-то момент в мае дети не пришли на занятия, потому что все ушли сажать картошку. А мальчики старше 15 лет на занятия перестают ходить вообще, потому что надо пасти бычков и смотреть за скотиной. Понимаю, что так живут люди во всей сельской России. Но это значит, что эти дети останутся в ауле навсегда!»

Бэлла рассказывает, что молодежь на Кавказе соблюдает устои и противостоять им особо не пытается. «Мальчикам с определенного возраста вся родня начинает напоминать, что им предстоит построить дом и жениться. К девочкам требования еще выше: надо быть скромной и уметь вести хозяйство», — обращает внимание активистка.

Остаться и жить по сценариям предков — тоже нормальная модель, добавляет Бэлла. Тем не менее она уверена, что у молодых людей должны быть выбор и возможность сказать родителям, что они хотят попробовать жить по-другому.

Чтобы решиться изменить традиционный уклад, молодым людям, по мнению Бэллы, нужны силы и смелость. Она вспоминает, что ей было очень некомфортно, когда она в 16 лет впервые оказалась в столице. Так Бэлла поняла, что в случае с молодежью из аула очень важно перебросить своеобразный культурный мостик, чтобы, оказавшись после своей малой родины в большом городе, человек не чувствовал страха. Появилась идея создать свой проект просвещения детей в аулах.

Сейчас Бэлла знает: прижиться молодому человеку из села в большом городе гораздо легче, если до окончания школы он приобретет опыт участия в проектах и навыки, интересные потенциальным работодателям. Например, умение создать сайт или работать удаленно в большой команде. Но самое главное — у человека в принципе должно быть внутреннее желание что-то делать.

«Если ты ничего не хочешь, если дома тебе скучно, тебе и в чужом городе будет страшно, — говорит Бэлла. — В большом городе все опасное и непонятное, а дома есть мама и она уже готовит обед».

Проекты просвещения детей в аулах

Для того чтобы обеспечить детям в аулах и селах доступ к качественному образованию, в 2018 году Бэлла основала АНО «Заман» («Время»), тогда же стала проводить в ауле Икон-Халк летнюю школу «Балапанлар» («Птенчики»).

«Я со своими друзьями просто приезжала летом в аул, и мы проводили уроки, которых не было в школьной программе. Получались такие неформальные занятия с интересными людьми, во время которых дети даже не понимали, что они чему-то учатся, — делится Бэлла. — Это могли быть арт-акции, театральные постановки по мотивам ногайской истории, уроки по музыке, экологии, иностранным языкам (от английского и французского до суахили), спортивные соревнования. У ребенка в большом городе есть возможность все это попробовать, так почему ее не должно быть в ауле?»

Такие летние лагеря проходили в Икон-Халке и соседних аулах каждый год с 2018 по 2021 год.

«Еще одна задача была в том, чтобы во время этих занятий дети увидели каких-то новых людей, потому что набор знакомых взрослых у подростка в маленьком поселке в принципе ограничен, причем иногда это взрослые, прошедшие двойной “отрицательный отбор”», — сокрушается Бэлла. По ее словам, в российских школах часто работают люди, которые «не пригодились где-то еще», а в школах в отдаленных аулах — те, кто не смог устроиться в городе.

Когда на занятие приходит незнакомый человек и, показывая подсолнух, объясняет детям числа Фибоначчи, это вызывает интерес. И выясняется, что подсолнух — это математика, музыка — это математика, а закипание кофе в кастрюле — физика. А если человек этот успешен и востребован, но он почему-то приезжает и две недели живет в Икон-Халке, местные дети начинают думать: «Значит, у меня на родине есть что-то интересное и ценное».

«Как житель большого города я теперь очень ценю то, что есть на моей родине: красивую реку, вкусный сыр и свежее мясо на обед, просторные дома, в которых живет большинство людей в ауле, то, что вокруг у всех есть кони. И молодежь, вместо того чтобы ездить куда-то на авто, вечером собирается и дружно едет куда-то верхом, — говорит Бэлла. — Но для того чтобы все это оценить, нужно либо уехать и вернуться, либо увидеть, как на рутинные для тебя вещи смотрит человек с другим жизненным опытом».

Получив опыт проведения летних школ в разных регионах (помимо Карачаево-Черкесии, «Балапанлар» провел школы в Астраханской области и на Ставрополье), Бэлла поняла, что нужно делать не просто редкие летние школы, но создавать в ауле досуговый центр, в котором дети могли бы заниматься постоянно. Так появился центр «Уя» («Гнездо»). И тут Бэлла столкнулась с неожиданными проблемами.

Препятствия и возможности

Поскольку аул находится далеко от туристических маршрутов, оказалось, что приезжающим преподавателям просто негде жить.

«Однажды молодой человек, который вел у нас спортивные занятия, спал в доме моих родителей на полу — больше поселить его было некуда. В другой раз девушка, преподававшая иностранные языки, каждый день ездила в аул из Черкесска — а без машины это делать неудобно, — вспоминает Бэлла. — Снять в округе жилье — нереально, его просто почти никто не сдает».

Фото: Полина Рукавичкина / Центр инновационных социальных технологий «Заман»

Пришлось купить в окрестностях участок земли и поставить дом. Правда, теперь придется думать, как оттуда добираться в аул за шесть километров.

Вторая проблема досугового центра в ауле — найти и удержать кадры.

«У меня за прошедший год было две свадьбы, — вспоминает Бэлла. — Девочки, которых я сама вырастила из волонтеров, возила на обучение в Москву и Питер, убедила их в том, что они могут вести занятия, проработав в центре полтора года, по очереди вышли замуж. Они просто выбрали традиционный местный сценарий — выйти замуж в 19 лет и уехать. А центр опять остался без преподавателей».

Сейчас в центре постоянно работают два человека, ожидается, что вскоре присоединятся еще двое. Есть библиотека, проходят уроки английского и корейского языков.

«У нас снова преподают девушки 18–19 лет, я готова в них вкладываться. Во-первых, они растут как преподаватели, во-вторых, вокруг них собирается тусовка, а подобное сообщество оптимистичных и интересных — это важно», — говорит Бэлла.

Помимо этого, в ушедшем году в центре удалось оборудовать кухню, так что теперь детей ждут занятия по самым необычным предметам на почве кулинарии.

«Можно, например, готовить национальные блюда разных народов и изучать географию, — рассуждает Бэлла. — Или на примере стоимости блюд в ресторане изучать экономику».

Бэлла утверждает, что ее цель в том, чтобы на ее родине выросло новое поколение благополучных, счастливых взрослых.

«Есть отличные примеры, где образовательные центры развивают среду вокруг. Есть замечательные проекты в Армении, где в селах для детей сделали роскошные центры. Для нас это пока очень амбициозно. Но кто мешает к этому стремиться?» — задает риторический вопрос руководитель проекта просвещения детей в аулах.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике