Волонтеры посещают государственные социальные учреждения и выстраивают с ними отношения уже в течение многих лет. За это время многое изменилось — в том числе благодаря участию этих со стороны приходящих помощников.
«Волонтеры приходят ради подопечных, чтобы прямо руками участвовать в их жизни, — говорит Мария Островская, президент Санкт-Петербургской благотворительной организации ”Перспективы”, специальный гость конференции. — Но побочный эффект этого — то, что они толкают систему и некоммерческой организации, и учреждения вперед. Это непростой процесс, он чреват конфликтами и кризисами».
Тем не менее он непрерывно идет, и обсудить его собрались представители 29 некоммерческих организаций и 30 государственных учреждений. Такие встречи бывают нечасто, а в таком масштабе и формате, возможно, даже впервые, отмечают в добровольческом движении «Даниловцы», организовавшем форум. Двухдневная конференция — возможность для разных игроков этого поля посмотреть на ситуацию глазами другого, а также увидеть, как волонтерские практики устроены у коллег.
Один день на то, чтобы о себе рассказали госучреждения, другой — на то, чтобы о своей работе говорили НКО, а между докладами и выступлениями — интерактивные сессии, когда представителям другой сферы можно напрямую задать вопросы, а у коллег-экспертов попросить совета.
Запрос, предложение и сломанный шкаф
За последние годы в системе столичного стационарного социального обслуживания (бывшие ПНИ, дома престарелых и интернаты для детей) изменились стандарты и подходы, условия стали адаптироваться с учетом особенностей разных людей, появляется больше открытости, развивается сотрудничество с НКО, и участие волонтеров — часть этой большой системной работы. В учреждениях проходят тысячи мероприятий, которые проводят как НКО, так и другие общественные инициативные группы (церковные приходы, учебные заведения), а также штатные специалисты.
При этом где-то — например, в отдаленных загородных филиалах — волонтерской помощи по-прежнему мало, а в других местах предложения не всегда соответствуют запросам.
«Досуговые и развлекательные мероприятия, конечно, важны, но от НКО, где работают эксперты разных областей, нам во взрослых стационарах очень бы были интересны какие-то проекты, направленные на поддержание когнитивных функций наших немолодых жителей и людей с психическими заболеваниями, — говорит Лейла Рудницких, руководитель центра компетенции социального дома ”Москворечье”. — Также нам интересны проекты всевозможной занятости, потому что молодые сильные ребята могут не только клеить аппликацию, но и больше заниматься полезным трудом, получать прикладные навыки и выходить за пределы учреждения».
В детских учреждениях дополнительная развлекательная и творческая деятельность более востребована, но при этом помощь может также требоваться в закрытии каких-то бытовых потребностей, таких как уборка после ремонта или помощь в сопровождении при передвижении с ребенком-инвалидом по городу. Запросы бывают и совсем неожиданными.
«Может быть, на вас такая история не произведет впечатления, — говорит Ирина Проконина, специалист по связям с общественностью ГБУ ”Мой особый семейный центр ”Дом детей”, в котором пятидневное пребывание и реабилитация предоставляются детям с инвалидностью. — Одинокая работающая мама, чей ребенок находится у нас, приходит и говорит, что у нее сломался шкаф. Сотрудники пошли, починили — и для нее это было большой помощью!»
Индивидуальная настройка
Волонтерская помощь действительно должна быть разной, чтобы она отвечала запросам учреждения и индивидуальным запросам благополучателей. Но настройка эта происходит не сразу.
«Мы не сразу пришли к принципу, что должен быть баланс, — признается Валерий Першуков, руководитель службы привлечения и обучения волонтеров благотворительного фонда ”Вера”. — Больница, хоспис не должны быть домом культуры. Поэтому мероприятия у нас есть, но есть гораздо больше дней тишины, наполненных общением, прогулками и так далее. Пациент должен иметь возможность быть самим собой. Кто-то хочет любимый фильм посмотреть, кто-то книгу почитать, кто-то мороженого, а кто-то селедочки. Вот эти все задачи обеспечиваются волонтерами».
В хосписах немедицинские запросы собирает координатор — это сотрудник фонда, который входит в дисциплинарную команду медучреджения и может присутствовать вместе с врачебной командой на обходе пациентов. Он распределяет эти задачи между волонтерами, которые тоже должны быть свободны в выборе своей деятельности и не иметь лишних преград для ее осуществления. Взрослые хосписы работают круглосуточно, поэтому был даже случай, когда волонтер приходила по ночам наводить порядок на складе, потому что ей так было удобно и спокойно: «И все у нее там было идеально».


Координатор волонтеров и его зонтик
Волонтерство в фонде «Вера» — хороший пример постоянного успешного сотрудничества учреждения и некоммерческой организации, но он не универсальный. В разных волонтерских проектах работа строится по-разному, иногда с нуля, и она далеко не всегда понятна для сотрудников учреждения.
Чтобы волонтер продолжал стабильно помогать, он должен чувствовать себя комфортно, и в первую очередь его комфорт зависит от координатора. Координатор соотносит запросы учреждения и возможности волонтеров, создает условия, чтобы было как можно меньше барьеров, делает все, чтобы волонтеры регулярно приходили, участвовали, помогали, и следит, чтобы они не выходили за границы своей ответственности — не мыли, например, окна, если пришли играть с детьми.
«На координатора ложится очень большая нагрузка, а социальное волонтерство, в котором идет работа с подопечными в трудной жизненной ситуации, — это сфера очень большого эмоционального напряжения. Поэтому координатору тоже нужна помощь», — говорит Александра Сошникова, супервизор координаторов волонтерских групп добровольческого движения «Даниловцы».
Супервизоры для координаторов волонтеров появились в движении около шести лет назад. Их позиция отличается от супервизии в психологии. Их миссия — быть в курсе, советовать, предостерегать и контролировать координатора, поддерживать смыслы его деятельности и облегчать его жизнь, решая часть административных и организационных вопросов с учреждением. «Он работает с несколькими (от двух до шести) координаторами и как бы держит над ними свой супервизорский зонтик», — поясняет Александра Сошникова.
Эта система неплохо показала себя на практике, и сейчас «Даниловцы» предлагают открыть такие «зонтики» и другим волонтерским проектам. Для этого они запускают программу подготовки тренеров и супервизоров, которая поможет создать более стабильную систему волонтерской помощи в Москве. Ее презентация также состоялась на конференции.
«Волонтер тоже человек» и несколько слов о необходимости коммуникации
Участники конференции успели и поштурмить, и разобрать конкретные кейсы. А еще — составить списки взаимных претензий друг к другу, периодически возникающих при совместной работе.
Примечательно, что и госучреждения, и НКО одинаково понимают цель своего сотрудничества — повышение качества жизни благополучателей, и в целом сходятся во взглядах на основные шаги в построении партнерства.
Но нередко волонтеры сталкиваются с завышенными ожиданиями по отношению к себе со стороны учреждения.
«Часто в основе этого — забота о подопечных и представление об НКО как о волшебниках, — отмечает Лидия Алексеевская, директор Школы социального волонтерства движения ”Даниловцы”. — Уже видно, что подопечный — это человек с его спецификой, его интересами и потребностями. Но пока не видно, что волонтер — это тоже человек со всеми его ограничениями. Когда НКО встречает требование: “Ты же хочешь помочь, значит, можешь и это”, могут просто опускаться руки».
Решение этой проблемы — в привлечении учреждением большего количества НКО и волонтеров с разной спецификой и профилями для закрытия разных потребностей.
Среди других озвученных проблем — и недостаточная правовая грамотность в вопросах волонтерства у руководства учреждений, и периодическое нарушение правил внутреннего распорядка приходящими добровольцами, и другие.

Но в основе всех возникающих несовпадений — сбой коммуникации. Чтобы избегать непонимания, нужно создавать условия для объединения сотрудников и волонтеров, приглашая их на совместные мероприятия, и находить возможности и формы для их конструктивного диалога по поводу изменений в жизни подопечных.
Фото: АСИ
Иногда что-то кажется не требующим дополнительных пояснений, но на самом деле не лишним будет напомнить простые правила. «Что-то вроде инструкции к микроволновке: ”Кошку туда не засовывать”», — говорит Юрий Белановский, руководитель движения «Даниловцы». Поэтому поднятые на конференции вопросы и проблемы могут лечь в основу несложных, но важных рекомендаций как для госучреждений, так и для НКО. По крайней мере они всегда будут напоминать о том, что с другой стороны ситуация может выглядеть иначе.