Киберспорт и фиджитал
В начале нынешнего столетия представления о спорте сильно изменились. К реальным соревнованиям, когда спортсмены бегают, прыгают – то есть совершают какие-то действия в физическом мире, добавился мир виртуальный, в основном, мир компьютерных игр. Так возникло несколько новых видов, которые к тому же относят к разным спортивным дисциплинам.
Прежде всего, это киберспорт – вид, в котором спортсмены соревнуются, играя в компьютерные игры. В России компьютерный спорт признавали видом спорта дважды. Сначала 25 июля 2001 года включили во Всероссийский реестр видов спорта, но через пять лет, когда критерии уточнились, исключили. Второе признание компьютерного спорта состоялось в июне 2016 года. Сейчас у российских киберспортсменов есть своя собственная федерация, сетка турниров, и можно даже стать мастером спорта по компьютерному спорту. Кстати, в апреле того же 2016-го Международный олимпийский комитет включил компьютерный спорт в список олимпийских дисциплин.
От компьютерного спорта принципиально отличается другое, сугубо российское изобретение – фиджитал-спорт. Основное отличие – соревнования по фиджитал-спорту состоят из двух частей: спортсмены сначала играют в игру на компьютере, а потом схожие соревнования проводят уже на реальной площадке.
От «Большого боя» до «Игр будущего»
Как рассказал АСИ вице-президент Российской федерации фиджитал-спорта, президент Федерации фиджитал-спорта ХМАО-Югры Артем Щепотьев, первые соревнования в фиджитал-формате прошли в России еще в 2008 году. Это был турнир «Большой бой», участники которого сначала играли в контрстрайк 1.6, а потом на реальной площадке проводили соревнование по пейнтболу. По воспоминаниям бывшего руководителя Федерации компьютерного спорта Москвы Александра Горбаченко, самый первый турнир «Большой бой» состоялся в Москве еще в 2005 году.
Тем не менее статус отдельного вида спорта фиджитал получил только в 2023-м, за год до того, как в Казани прошли первые «Игры будущего». Сейчас фиджитал-спорт считается российским ноу-хау, но интерес к нему постепенно начинают проявлять и в мире – «Игры будущего»-2025 пройдут в ОАЭ, а в 2026-м – в Казахстане.

Второй шанс для профессиональных спортсменов
«Игры будущего» родились на стыке спорта, виртуальной реальности и шоу. Соревнования в Казани проходили в 21 дисциплине – и в фиджитал-видах, и в киберспорте, и в обычном футболе и баскетболе. Была даже битва роботов. Но вот список видов, официально признаваемых федерацией фиджитал-спорта России, сейчас гораздо короче.
«В настоящее время фиджитал-спорт – это официальный вид спорта, в котором выделяют пять дисциплин: двоеборье-автомодели, двоеборье-единоборства, двоеборье-тактическая стрельба, преследование с препятствиями и ритм-симулятор», – рассказал АСИ Артем Щепотьев.
Несмотря на то, что виртуальных хоккея, футбола и баскетбола в реестре нет, Федерация фиджитал-спорта регулярно проводит турниру по фиджитал-хоккею, фиджитал-футболу, фиджитал-баскетболу (игроки в них соревнуются в футбольном, хоккейном и баскетбольном двоеборье). В Казане есть Школьная футбольная фиджитал-лига. Также в разных регионах проходят отдельные состязания по фиджитал-теннису, фиджитал-регби и даже фиджитал-флаг-футболу.


Основной источник будущих участников фиджитал-соревнований, по мнению эксперта, сейчас – это не параатлеты и не чемпионы компьютерных игр, а профессиональные спортсмены из уже существующих видов спорта.
«Для профессиональных спортсменов из традиционных видов спорта, которые не смогли добиться значимых результатов, фиджитал может стать вторым шансом, областью построения новой карьеры», – считает Артем Щепотьев.
Развитие паралимпийских фиджитал-игр
Фиджитал-спорт стремится воспитать гармоничного человека, поэтому одни и те же игроки обязаны участвовать и в виртуальной, и в физической части соревнований – замены в составе команд не допускаются. Таким образом, возможность для инклюзии, которую, казалось бы, открывает компьютерная часть фиджитал-спорта, оказывается иллюзорной. Настоящий путь для инклюзии – это не фиджитал, а киберспорт.
«Соревнования с участием людей с ограниченными возможностями здоровья сейчас возможны в рамках компьютерного спорта, – сказал Артем Щепотьев. – Он также позволяет людям разного возраста соревноваться практически на равных. Но в фиджитал-спорте такое невозможно, так как это нарушает главный принцип: равное участие спортсменов в каждом сегменте».
Но есть и исключения. В Сургуте на базе Центра адаптивного спорта, по словам Артема Щепотьева, с 2024 года тренируется команда по фиджитал-следж-хоккею «Мамонтята Югры». В январе 2025 года они играли с инклюзивным хоккейным клубом «Уральские волки» из Екатеринбурга, причем не просто в следж-хоккей, а именно в фиджитал – прежде, чем выходить на лед команды посоревновались в хоккейном симуляторе.



Кажется, количество официальных видов спорта в фиджитале в ближайшие годы будет расти, а вместе с ними будут развиваться и паралимпийские фиджитал-виды.
Бабушки и «танцы под телевизор»
Другая история случилась в Архангельске, где на базе профессиональной ассоциации возник проект, который с самого начала воспринимался как социальный.
«Изначально наша архангельская РОО по развитию компьютерного спорта и цифровых технологий возникла как региональная федерация компьютерного спорта. Но потом пришлось перерегистрироваться – Минюст стал настаивать, что различные интернет-активности не делают из бабушек и дедушек киберспортменов», – смеется председатель организации Алексей Гусаков.
При этом история о том, как серьезные архангельские спортсмены стали привлекать к компьютерному спорту бабушек и дедушек началась в 2018 году. «Сначала я просто помог своему деду разобраться с телефоном, – вспоминает Алексей, – потом обнаружил, что такими же просьбами преподать азы компьютерной грамотности завален местный Совет ветеранов».
Стали разбираться, нужны ли пожилым людям только эти азы. И оказалось, что кому-то в интернете нужно общение, а кому-то не помешали бы и игры для коррекции возрастных когнитивных нарушений (супруга Алексея гериатр, она принимала активное участие в исследовании).
Так на базе молодежного центра сформировались компьютерные курсы для пожилых. Устроены они так: приходят бабушки и дедушки и сначала получают общий курс знаний по работе в интернете, а потом делятся по интересам: кто-то общается, кто-то танцует в just dance phygital (JDF).

JDF – это, с одной стороны, тот самый ритм-симулятор, который входит в число видов спорта, признанных фиджитал-федерацией. С другой – это очень понятная игра, освоить которую могут даже пожилые любители. По сути, JDF – это «танцы перед телевизором». Человек стоит перед экраном, на него направлено специальное устройство кинект. На экране телевизора видна танцующая фигура, а кинект считывает очертания фигуры игрока и накладывает его на изображение на экране. Задача игрока – двигаться так, чтобы два изображения совпали. То есть в ритм-симуляторе, в отличие от других фиджитал-видов, физическое и виртуальное действие происходят одновременно. «Танцы под телевизор» архангельским бабушкам очень нравятся.
«Кибердед» и «компьютерная физкультура»
«В 2019 году пришел к нам дедушка, запросил, как и все “компьютерную грамотность”, – вспоминает Алексей Гусаков. – А потом оказалось, что на самом деле просьба-то у него другая – переустановить BIOS (программа, стартующая сразу после включения компьютера, проверяет и инициализирует комплектующие. – Прим. АСИ)».
То есть, компьютером «кибердед» владеет чуть не лучше самого Алексея. В итоге дедушке предложили сначала поиграть в стрелялки, а потом побыть «серебряным волонтером», чтобы помогать другим бабушкам и дедушкам. На сегодняшний день «кибердед» организовал уже четыре команды пожилых киберспортсменов. Наибольшей популярностью у пожилых пользуются флеш-игры – например, несложная игрушка, где из виртуального ружья нужно стрелять по курицам. Курицы вылетают с разных сторон, выстрелы надо делать на разные расстояния. У пожилых людей от такой игрушки развиваются внимание, реакция, мелкая моторика и способность быстро принимать решения. Хотя, казалось бы, физической активности виртуальная стрельба по курицам не предполагает.

А еще Алексей называет себя сторонником компьютерной физкультуры, а не компьютерного спорта.
«У себя в области мы развиваем не спорт высоких достижений, а условия для занятия компьютерным спортом, – говорит он. – Время в компьютерных клубах платное, а мы даем ребятам возможность бесплатно находиться в компьютерном пространстве, развиваться, учиться, осваивать профессии».
Фиджитал-спорт как толчок к инклюзии
И, наконец, еще один путь к социальному проекту, связанному с фиджитал-спортом, проделали в Саратовской области. Рассказывает о нем директор центра образования «Родник знаний» Владимир Попов.
В 2018 году в местном оздоровительном лагере организовали инклюзивную смену. А в 2019-м выиграли грант на проведение смены для детей, которые углубленно изучали математику и информатику. И встал вопрос: как сочетать в одной смене отдых для особенных и одаренных. В итоге родился проект «Инклюзивный квадратлон». В инклюзивном лагере стали проводить соревнования по мини-гольфу, боулдерингу (вид скалолазания. – Прим. АСИ), шоудауну и сабсоккеру. Все это – виды спорта, специально приспособленные для детей с особенностями.
Например, сабсоккер – это игра-тренажер, позволяющий детям играть в футбол сидя. Сидя, игрок бьет мяч одной ногой, закатывая его под скамейку. Шоудаун – настольная игра, смесь настольного тенниса и аэрохоккея. Но когда нормотипичный ребенок играет в нее со слабовидящим или незрячим, чтобы уравнять шансы, игроку без особенностей надевают темные очки. В этом случае в игре используется подзвученный мячик (с погремушкой), и тогда оба игрока играют на звук.
Прошедшей осенью, в каникулы, в лагере состоялась первая фиджитал-смена. В лагерь приехали 40 детей, из них без особенностей были 22 ребенка. Когда к опыту инклюзивных смен в лагере добавилась идея фиджитал-спорта, участники стали играть команда на команду в компьютерные игры. Сейчас такие соревнования позволяют детям без особенностей лучше понять своих товарищей, то есть дают мощный толчок к развитию инклюзии.


Задач по развитию профессиональных диджитал-спортсменов организаторы себе не ставят. Это, скорее, фиджитал-физкультура.
Избавление от интернет-зависимости и мотивация заниматься спортом
Еще одной важной проблемой, которую решает проект, Владимир Попов считает преодоление компьютерной зависимости.
«У нас с ковидных времен ребята привыкли сидеть дома, и эту привычку мы никак не преодолеем, – говорит он. – Еще у нас есть перекос в сторону безопасности: родители иногда считают, что безопаснее запереть ребенка дома. Это неправильно».
Избавится от интернет-зависимости, по словам организатора лагеря, помогает то, что, во-первых, участники играют на компьютере строго определенное время и по командным правилам, а во-вторых, после начинаются физические упражнения. Уровень физической подготовки современных мальчиков Владимир Попов считает недостаточным. В лагере проводили тесты, иногда мальчики-подростки бывают слабее ровесниц-девочек. В этом тоже, на его взгляд, виновато чрезмерное погружение в компьютерные игры и малоподвижный образ жизни.
Можно предположить, что формат фиджитал-спорта не просто мотивирует подростков оторваться от компьютера, но и, благодаря соревновательному эффекту, подталкивает их развиваться и в классических видах спорта.