Новости
Новости
11.04.2025
10.04.2025
09.04.2025
18+
Статьи

Наклейка, которая спасает жизнь: как проект из Калининграда помогает искать пропавших людей с деменцией

Как региональный проект «Помогите мне вернуться домой» стал социальной франшизой и что мешает ему выйти на федеральный уровень.

Фото: Jim Reardan / Unsplash

Пожилых людей с деменцией российские поисково-спасательные отряды ищут чаще других. Чтобы помочь спасателям в их работе, некоммерческая организация из Калининграда предложила использовать специальные наклейки. С их помощью пропавших людей стало проще идентифицировать и вернуть домой. Как технология развивалась и чего достигли ее создатели за семь лет — в материале АСИ.

Статистика и личный опыт

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2021 году во всем мире с деменцией жили 57 млн человек. К 2050 году количество людей с этим диагнозом может увеличиться до 139 миллионов. Причина этому — развитие медицины, науки и техники: люди живут дольше, увеличивается доля пожилого населения.

В основном деменция проявляется у представителей старшего поколения. Люди постепенно теряют когнитивные способности, а именно — многое забывают, перестают ориентироваться в пространстве и времени, им становится сложно сосредоточиться и контролировать эмоции.

Постепенно они теряют способность выполнять простые бытовые действия, могут разучиться ходить, есть, говорить. При этом деменция — это не болезнь, а синдром, который может сопровождать разные заболевания.

Деменция занимает седьмое место среди ведущих причин смертности в мире. Все дело в том, что люди с деменцией часто дезориентированы и могут потеряться даже в знакомой местности. По статистике поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», ежедневно приходит порядка восьми заявок о поиске пропавших родственников по всей стране.

Поиски отряда «ЛизаАлерт» не всегда заканчиваются успешно. Так, за 2020–2023 годы в организацию поступило 8327 заявок о пропавших людях с когнитивными нарушениями, из них найдены погибшими 592 человека, а 1863 пропали без вести.

«Я лично был свидетелем того, как прогрессирующая деменция затронула одну из сотрудниц нашей компании. Женщина начала вести себя странно, появились несвойственные ей забывчивость и раздражительность. Она менялась на глазах», — рассказал АСИ основатель калининградского Фонда знаний и технологий для малого и среднего бизнеса «Виктория» Олег Матукевич

Затем у руководителя НКО заболел отец. Прогуливаясь с собакой, он заблудился — забыл, где живет. Но, к счастью, по старой привычке у мужчины был с собой паспорт. Благодаря этому прохожие несколько раз возвращали его домой. 

Фото: prostooleh / Freepik

Люди с деменцией могут хорошо себя чувствовать, адекватно отвечать на вопросы и в целом не производить впечатления потерявшегося человека. Поэтому окружающие часто не замечают, что им нужна помощь. Вот только живут такие бабушки и дедушки часто мыслями о прошлом: думают, что им, к примеру, не 70, а 20 лет и едут они в университет.

В итоге они могут уехать в другой город, уйти в совсем незнакомый район или в лес. Самое страшное — если это случится зимой в мороз, для поисковиков в этом случае будет важен каждый час.

«У меня возник вопрос: какие есть средства, чтобы обезопасить людей с деменцией? На тот момент в России не было подобных технологий поиска, точнее, предотвращения пропажи людей, поэтому мы опирались на опыт Японии, где людям выдавали нагрудный значок с просьбой помочь вернуться домой», — вспоминает Олег Матукевич.

Новая технология для людей с деменцией

Так, в 2018 году фонд «Виктория» запустил проект «Помогите мне вернуться домой». Сначала команда проекта раздавала людям с деменцией значки с адресами их проживания. Однако эти приспособления часто терялись.

Фото: фонд «Виктория»

Тогда в фонде придумали иной способ помочь — специальные термонаклейки, которые раздавали бесплатно, по заявкам на сайте проекта. Наклейки легко крепятся на одежду при помощи утюга — или их можно использовать как нашивки. Кроме того, термонаклейку не так легко случайно сдернуть или потерять, а еще они безопасны — ведь на них нет персональных данных, которыми могут воспользоваться мошенники.

На термонаклейках изображен индивидуальный QR-код. Если его считать при помощи камеры мобильного устройства, можно увидеть только комбинацию цифр — код города и порядковый номер получателя такой наклейки. Кроме того, на экране всплывет сообщение о том, что данный человек, возможно, потерялся, а также предложение позвонить на горячую линию и сообщить код.

Все звонки поступают в круглосуточный колл-центр, где дежурят сотрудники проекта и волонтеры. По коду они находят контакты родственников и сообщают им о местонахождении пропавшего. Создание такой обезличенной базы и горячей линии стало возможно благодаря личным средствам организатора проекта и Фонда президентских грантов — проект пять раз становился его победителем и даже входил в список 100 лучших. 

Социальная франшиза и информированность о деменции

После победы в конкурсе Фонда президентских грантов первыми к команде проекта «Помогите мне вернуться домой» стали обращаться региональные поисковые отряды и волонтеры серебряного возраста, которые предложили распространять наклейки в Калининградской области. Они находили потерявшихся людей с деменцией — и часто одних и тех же. 

«Приходят также родственники и соседи, чтобы взять наклейку для бабушки. Работает сарафанное радио. Но мы бы хотели выйти на федеральный уровень. Даже обращались в государственные структуры — чтобы наклейки выдавали в МФЦ, а звонки принимали на номер 112.

Но столкнулись с формальной стороной. Им требовалось, чтобы у таких людей был официальный диагноз. Но он есть только у 52 тысяч человек в нашей стране, а болезнь — у двух миллионов», — объясняет руководитель проекта. 

Затем использовать разработку калининградцев захотели некоммерческие и волонтерские организации из других регионов. Сейчас проект действует в Брянской, Волгоградской, Нижегородской, Орловской областях, Приморском крае и Республике Карелия. В 2025 году социальную франшизу планируют запустить в Краснодарском крае и Вологодской области.

Но для того чтобы проект полноценно действовал, еще нужно многое сделать. В первую очередь — повысить узнаваемость логотипа и информированность людей о деменции. И это, по мнению Олега Матукевича, самое сложное. Ведь задача — научить бдительности, правильному реагированию и неравнодушию к проблемам людей с деменцией. Только это даст гарантию, что наклейка сработает и приведет к звонку в колл-центр от того, кто встретит ее обладателя.

Для решения этой задачи в планах команды проекта «Помогите мне вернуться домой» — налаживание сотрудничества со СМИ, организация всероссийских круглых столов и создание рабочей группы, в которую войдут представители всех регионов. В этом году НКО также собирается разработать систему ИИ-консультантов, которая позволит быстро отрабатывать запросы, обучать и консультировать внутренних и внешних пользователей системы, а также волонтеров.

Фото: Mimi Thian / Unsplash

«Чтобы выходить на федеральный уровень, нужно создавать инфраструктуру, которая будет юридически правильно оформлена. При этом многие говорят, что решением этой проблемы должно полностью заниматься государство, и не поддерживают. Либо говорят, что идея хорошая, поможем, а сами откладывают все на потом», — поясняет Олег Матукевич.

Наклейка, которая спасает жизнь

В начале весны 2025 года в Нижегородской области наклейка «Помогите мне вернуться домой» спасла жизнь женщины с деменцией. По словам родственников, бабушка и раньше пропадала, поэтому семья попробовала воспользоваться наклейками проекта.

В этот раз бабушку заметили в магазине и позвонили на горячую линию проекта. Пока поисковики и родственники добирались до места, женщина успела уйти. Однако благодаря свежим данным о месте, где бабушку видели в последний раз, поиски начались мгновенно.

Родственники даже не успели подать заявление — через два часа пропавшую бабушку нашел поисково-спасательный отряд. Она была в поле, в полутора километрах от магазина и в шести километрах от дома. В проекте замечают, что ночью в таком месте шансов встретить кого-то практически нет, а учитывая холодную погоду, ситуация была крайне опасной.

«Хотел бы я бросить все это и больше не заниматься проектом? Когда ты видишь этих людей, — рассуждает Олег Матукевич, — все ощущается по-другому. Если бы не наш проект, например, эта бабушка бы замерзла. Меня это трогает. У кого-то деньги уходят на яхты и машины, а у меня на это. У каждого свои интересы. Я создал проект из-за своих близких людей, но теперь их уже нет. Есть другие — и им хочется помочь».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике