Новости
Новости
29.05.2025
28.05.2025
27.05.2025
18+
Статьи

«Разговор о счастье»: ежегодная театральная игра состоялась в центре «Рафаил»

Раз в год центр «Рафаил» показывает спектакль. Интерактивная постановка — реабилитация для подопечных, профилактика выгорания для сотрудников и действительно счастье для участников и зрителей. На представлении побывали корреспонденты АСИ.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Более 30 лет центр «Рафаил» обеспечивает дневную занятость людям с инвалидностью и ментальными нарушениями, организовывая для них работу в адаптационных мастерских и творческие занятия.

Сколько спектаклей было поставлено за это время, сотрудникам посчитать теперь сложно. «Лет 15 уже точно делаем», — говорят. На стенах центра — афиши, стенгазеты по итогам спектаклей и дипломы (например, постановка «Садко» получила гран-при на конкурсе и была особо отмечена в том числе известными людьми). За эти годы в репертуаре были «Евгений Онегин» Пушкина, «Недоросль» Фонвизина, «Юбилей» Чехова, «Алые паруса» Грина.

За основу для сценария Валентина Загрядская, директор центра ”Рафаил” и режиссер-постановщик спектаклей, в этом году взяла сказку «Златорунный баран» и, так как сказка небольшая и как будто бы не очень серьезная, дополнила ее «разговорами о счастье» — пословицами и поговорками, мудрыми мыслями, стихами и песнями. В спектакль вошли тексты Булата Окуджавы, Евгения Евтушенко и другой не самый простой материал.

«Мы уверены, что вещи, о которых мы здесь говорим и которые ставим, должны соответствовать возрасту, — говорит Лидия Крячкова, руководитель ткацкой мастерской центра «Рафаил». — Здесь в основном находятся люди в возрасте 20-35 лет. А значит, и вопросы должны звучать соответствующие. Все должно быть серьезно, потому что мы взрослые».

Подготовка к спектаклю и обсуждение поставленных в нем вопросов — огромная работа, которая начинается еще в январе-феврале.

«Сначала я пишу какую-то маленькую фабулу, скелет, — рассказывает Валентина Загрядская. — Потом начинаем на репетициях смотреть, кто что может. Задача — всех включить, а не только ходящих, говорящих, что-то умеющих».

«Вот одной участнице 51 год, ей тяжело даже вставать и ходить — мы ей придумали слова, которые она с места из зала произносит. Если надо вывезти на коляске, мы вывезем, если нужно под руки поддержать, мы поддержим, но каждому дадим роль!»

А если во время спектакля кто-то свою роль забудет, ошибется или что-то перепутает, ему помогут. «Ворованным добром не выстроить дом» — несколько раз и к месту, и невпопад раздается из зала. «Абсолютно верно», — невозмутимо подтверждает ведущая и возвращается к сценарию.

Ведущей-рассказчицей в качестве волонтера в спектакле уже в пятый раз выступает Елизавета Гульбина, вальдорфский педагог, историк и культуролог.

«Конечно, люди с особенностями требуют особого внимания, но более всего они требуют к себе уважения, — говорит она. — А движет меня участвовать в этих спектаклях то, что мы создаем такое общее состояние души человеческой, которое становится духовным питанием для всех».

В центре уверены, что соприкосновение с хорошей литературой, правильным языком, красивой музыкой развивает и обогащает любого человека. Участникам с ментальными особенностями что-то понятно на бытовом уровне, а что-то требует адаптации и отдельной проработки. Когда готовились к «Евгению Онегину», специально ходили в Третьяковскую галерею смотреть произведения, запечатлевшие жизнь в деревне того времени. Сейчас, когда центральная тема спектакля — счастье и его поиски, много обсуждали, что же это такое. «Говорили, что такое формула счастья, кто как его понимает, — рассказывает Валентина Загрядская. — Сначала они могут и не понимать. Потом начинают задумываться».

Во время занятий с педагогом-художником каждый участник делает книгу «Моя роль» — в ней рисует своего героя, пишет его девиз. Это помогает запомнить слова, лучше понять персонажа, его роль в общей истории.

Главная роль в спектакле в этом году у педагога центра Лидии Крячковой. «В спектакле от тебя и от твоего настроя зависит настрой очень многих, — говорит она. — Если будешь скучная, неэмоциональная, то этим заразятся и другие артисты, и не получится вот этой магии. Поэтому я с удовольствием собираюсь с силами, и мы играем».

Видно, что с большим удовольствием играет свою роль златорунного барана и волонтер Дима Филатов.

Он участник группы «Молодежь спешит на помощь», в которой энтузиаст Елена Спильная собрала выпускников коррекционных классов и детских домов.

«Мы уже второй год вместе с ”Рафаилом”. Приходили, чинили стулья, фундамент, убирали территорию — таким образом помогали сначала. А теперь мы уже пошли дальше, глубже и вот даже к театральной деятельности приобщились немножко, — говорит руководитель волонтерской группы. — Мои ребята здесь тоже раскрываются, у них повышается самооценка. Потому что часто им бывает непросто в жизни, а здесь я иногда прям вижу, как они расцветают».

Настрой чувствуют и зрители. Не зря спектакль интерактивный — есть моменты, когда всех желающих приглашают присоединиться к танцам или вместе спеть. И если что-то идет не совсем по сценарию, иногда спасать ситуацию тоже приходится зрителям. Так, например, Царевна Несмеяна начала пританцовывать раньше времени, а потом, опомнившись, постаралась быть серьезной, да настолько, что так и не рассмеялась на сцене, хотя на репетициях делала это очень заразительно.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Зато зрители смеялись так по-доброму и так весело, что этот момент никак не повлиял на общее ощущение, что даже в самых сложных обстоятельствах всегда можно увидеть причины для радости.

«Земное счастье есть в избытке, и зря мы делаем попытки его найти, когда оно то в дверь стучится, то в окно, — цитирует поэтессу Ларису Миллер Валентина Загрядская. — У каждого человека свое счастье, он сам его ищет, приближает, умеет замечать. Главная задача нашего спектакля, как бы сверхзадача — каждый должен почувствовать, что у него счастливое сердце и что оно не одиноко. Вокруг есть много счастливых сердец, и каждый может либо взять, либо сам поделиться».

Центр «Рафаил» посещают взрослые люди с тяжелыми нарушениями развития, и для многих из них это единственное место, где их готовы принять и с ними работать. Спектакль помогает им ощущать себя частичкой коллектива и получить социальное признание, а их родителям увидеть, как их ребенку аплодируют. «Так бы он дома сидел, ничего не делал, и даже, может быть, какой-то негатив был, потому что невозможно в четырех стенах все время быть, даже если стены очень красивые. А здесь он выступает, ему хлопают — и какая это для родителей радость!» — говорит Валентина Загрядская.

Она признается, что и для нее самой, директора центра и мамы одной из его подопечных, этот ежегодный спектакль — профилактика профвыгорания: «Для нас, педагогов, это тоже поддержка себя через искусство. Идет совместная работа, и она дает колоссальную отдачу».

После спектакля участники расходятся по мастерским — привычная монотонная работа помогает успокоиться и немного приглушить эмоции.

Впереди еще месяц занятий, потом два месяца каникул, а потом новый сезон, в котором сотрудникам опять предстоит решать много непростых задач, но в конце которого, в следующем мае, будет новый спектакль. И он снова будет о чем-то для всех ценном, важном, вечном.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо