Участники и партнеры
- Медиаплатформа Food.ru
- Благотворительный фонд поддержки слепоглухих «Со-единение»
История сотрудничества
«Кухня на ощупь» – первый совместный проект фонда и медиаплатформы. Представители «Со-единения» вышли к команде Food.ru с инициативой объединить усилия для создания интересного и полезного проекта. Ведь у Food.ru есть опыт в кулинарии, а у фонда – понимание того, как готовят их подопечные.
По словам представителей медиаплатформы, после знакомства почти сразу удалось прийти к пониманию того, как будет проходить работа над проектом. Одной из важных задач было объединить возможности таким образом, чтобы сотрудничество стало по-настоящему ценным для всех.
Координаторы фонда рассказали о своих подопечных, а также представили медиаплатформе программу для VR-очков, которая имитирует болезнь глаз – пигментный ретинит.
«Увиденное произвело на нас сильное впечатление, и мы решили провести тест: сможет ли наш бренд-шеф готовить, полагаясь только на осязание и обоняние. Ведь в этих очках картинка была крайне нечеткой и размытой», – комментирует Анна Шумовская, директор по контенту Х5 Media.
В итоге было принято решение максимально доступно рассказать аудитории о бытовых трудностях, с которыми сталкиваются люди с нарушениями слуха и зрения. В частности, в процессе приготовления пищи. Для этого были поставлены следующие задачи:
- рассказать как можно большему количеству людей о существующей проблеме;
- привлечь внимание людей к фонду помощи слепоглухим «Со-единение»;
- дать практически применимые советы, как помочь людям с такими особенностями здоровья.
Реализация проекта
Так появился проект «Кухня на ощупь». Он рассказывает о трудностях, с которыми сталкиваются слепоглухие люди в повседневной жизни, и предлагает практические советы, как сделать их быт более комфортным.
Кураторы фонда выступали экспертами, помогали писать статьи и подбирать корректные формулировки. Они также привлекали подопечных для проекта – тех самых людей, которые рассказывали о своем опыте приготовления разных блюд.

Участники проекта поделились практическими советами: как разложить предметы перед приготовлением еды, обращаться с бытовой техникой и точно отмерять ингредиенты, даже если ты не видишь. И, конечно, как совершенствовать кулинарные умения, несмотря на ограничения здоровья.
Фото: Annie Spratt / Unsplash
На основе рассказов подопечных на сайте Food.ru был создан специальный раздел со статьями. Их можно разделить на два типа:
- просветительские: с какими барьерами сталкиваются люди с нарушениями слуха и зрения;
- практические: советы, которые позволяют сделать их жизнь комфортнее при помощи стандартных действий в быту.
«Одна из целей проекта – показать, что готовить можно увлекательно и разнообразно. И важно, чтобы этот процесс был доступен каждому, независимо от жизненных обстоятельств», – отмечает Анна Шумовская.
Борьба со стигмой
Инклюзия – острая тема в современном обществе, вокруг которой существует множество споров и стереотипов. Проект «Кухня на ощупь» был создан в том числе с целью показать широкой аудитории, что люди с нарушениями слуха и зрения такие же самостоятельные члены общества, как и каждый из нас.
«Для слепоглухих людей важно самостоятельно принимать решения. Наши подопечные живут полной жизнью. Они сами решают возникающие бытовые проблемы: когда постирать одежду, сходить в магазин, заняться спортом или выйти на прогулку», – объясняет Юлия Шляндина, директор по фандрайзингу, руководитель программы «Информирование и вовлечение» фонда «Со-единение».
В поддержку проекта медиаплатформа выпустила видеоролик с амбассадором и бренд-шефом Food.ru Сергеем Кузнецовым и подопечной фонда Надеждой Остапчик.
Сергей и Надежда готовили открытый французский пирог — киш лорен с беконом и томатами черри. Сергей готовил в тех самых очках виртуальной реальности с программным обеспечением SeeMyWorld, которые имитировали болезнь глаз.
Герои ролика действовали на ощупь: Сергей делился своими ощущениями, а Надежда — лайфхаками, которые помогают ей, например, отмерить необходимое количество молока в стакане или определить, сколько масла нужно добавить на сковороду.
Особенности и барьеры
Были и некоторые сложности во время работы над проектом. Одна из них – инклюзивная терминология. Команде, которая до этого не имела опыта работы с слепоглухими людьми, было необходимо с нуля изучить эту сферу, чтобы корректно донести информацию до аудитории.
«Команда контента Food.ru создавала материалы в обычном формате. Мы писали простым языком и рассказывали о подопечных фонда, подчеркивая их опыт», – говорит директор по контенту Х5 Media.
Чтобы достичь поставленных целей, проект активно поддерживали в медиапространстве:
- привлекали ресурсы медиаплатформы (сайт и социальные сети Food.ru);
- размещали публикации в федеральных и отраслевых СМИ, публиковали материалы на значимых каналах социальных медиа: всего вышло более 65 публикаций.
Результаты
Проект показал высокие результаты: более 6 миллионов просмотров в СМИ и свыше 300 тысяч просмотров в социальных медиа. Раздел «Кухня на ощупь» посетили более 200 тысяч раз, большой популярностью пользовалась статья с видеороликом о том, как приготовить киш лорен на ощупь.

Благодаря проекту среднемесячное количество пожертвований в фонд «Со-единение» в период с апреля по сентябрь 2024 года выросло на 10% по отношению к среднему показателю в начале года. А количество волонтеров увеличилось на 30%.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Проект получил награды на отраслевой премии «МИКС Россия» в номинации Marketing communications: cause campaigns и международной премии Eventiada в номинации «Лучший социальный проект».
«НКО поддерживают людей, оказавшихся в непростых обстоятельствах: их истории всегда наполнены удивительной силой духа, теплотой человеческого участия и искренним желанием помочь. Эти трогательные истории о преодолении и взаимовыручке нам особенно близки», – подчеркивает Анна Шумовская, директор по контенту Х5 Media.
Материал подготовлен по проекту «Проводники социальных изменений», который реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.