В Москве тысячи слепых и слабовидящих жителей, но остальные горожане нечасто замечают их на улицах и мало знают об их сложностях. Некоммерческие организации столицы создают условия для их социализации, адаптации и реабилитации, а помогают в этом волонтеры.
Просто быть рядом
«Наша задача – постараться сохранить зрение ребенка», – говорят в фонде «Провидение». Фонд оказывает комплексную помощь детям с различными зрительными нарушениями и их семьям.
«Мы увидели, что, помимо медицинских консультаций, оплаты лечения и покупки очков, наши подопечные нуждаются и в другого рода поддержке, – говорит Ирина Пшеничникова, заместитель директора фонда “Провидение”. – Дети со зрительными нарушениями, как правило, имеют не очень много возможностей для развития и досуга по сравнению с другими. А у родителей ребенка с инвалидностью часто нет на это уже ни сил, ни средств, ни времени – все ресурсы уходят на реабилитацию и первоочередные потребности. И даже прогулка или посещение кружка могут стать проблемой».
Одинокая мама незрячего ребенка не может пойти в парикмахерскую, потому что боится оставить его одного. Слабовидящий ребенок нуждается в сопровождении, когда идет на занятие даже в соседний квартал, но у родителей нет возможности пойти с ним. Многодетной семье с ребенком с инвалидностью бывает сложно выбраться куда-то всем вместе. Чтобы помогать в таких, казалось бы, обычных делах, фонд при поддержке гранта «Москва – добрый город» реализует проект «Совместная забота».
«Мы привлекаем активных и эмпатичных людей для такой простой помощи, которая не требует никаких специальных навыков, с одной стороны, а с другой, реально меняет качество жизни семьи к лучшему, – говорят в организации. – Самое главное для волонтера – это умение корректно, тактично общаться с человеком с инвалидностью и его семьей. То есть, не быть слишком опекающим, не подчеркивать беспомощность как ребенку, так и маме, и в то же время быть чутким и замечать, где нужна поддержка. Нужно соблюдать баланс, включая ребенка по возможности в разные активности и давая ему самостоятельность, но при этом подстраховывая и находясь рядом».
Волонтерское сопровождение в бытовых делах на первоначальном этапе получат только 50 семей. А всего в Москве фонд поддерживает около двухсот пятидесяти. Для детей с нарушениями зрения проводятся экскурсии и мастер-классы, которые способствуют их реабилитации и социализации, и волонтерская помощь там также актуальна.
«Одна из задач – помогать нарабатывать новые, в том числе зрительные впечатления. В какие-то моменты нужно просто взять руку ребенка и дать потрогать или сделать что-то новое, чтобы тот не зажимался, не робел. Волонтер должен стать старшим товарищем, другом, который готов вводить ребенка в пока еще не знакомый ему мир», – поясняют в фонде.
Сейчас в Москве у фонда «Провидение» около 25 волонтеров, с той или иной степенью активности принимающих участие в его работе: например, две профессиональные художницы проводят занятия по рисованию, кто-то помогает на экскурсиях, а кто-то становится волонтером-репетитором.
«Нашим волонтерам действительно нравится общаться с нашими подопечными, – рассказывает Ирина Пшеничникова. – Они говорят: “Мы видим, как дети стараются”. Когда ребенок в очках с толстенными линзами, один глаз может даже практически не видеть, рисует – это впечатляет. А когда он радуется, что получилось, это очень заряжает! Хочется и дальше помогать ему осваиваться в этом мире».
Для желающих стать волонтерами трижды в год фонд проводит двухдневный обучающий тренинг, который позволяет погрузиться в тему помощи детям с нарушениям зрения. Тех, кто на него не попадет, также готовы брать в команду после собеседования.
Чтобы стать волонтером фонда «Провидение», необходимо заполнить анкету. Узнать расписание тренингов можно на сайте фонда.

Стать «дополнительным сенсором»
Ресурсный центр «Ясенева поляна», учрежденный фондом «Со-единение», обучает специалистов, проводит исследования в области слепоглухоты и поддерживает детей и взрослых с различной степенью нарушений слуха и зрения, а также в комплексе с другими, в том числе ментальными, нарушениями здоровья. Для подопечных центра общение с миром через наблюдение и слух максимально затруднено или вовсе недоступно.
«Волонтер становится, если так можно выразиться, “дополнительным сенсором” для человека, – говорит Максим Пузаков, старший менеджер программы “Образование и просвещение” центра “Ясенева поляна”. – Он может сопровождать на маршруте до больницы или при посещении музея. Он помогает общаться, озвучивая написанный текст, и описывает, что происходит вокруг. Он ассистирует на занятиях в центре и следит за безопасностью среды рядом, чтобы не было ничего травмоопасного. Также важно, что волонтер предотвращает перегрузку, потому что не все подопечные могут самостоятельно отследить, что уже устали и им тяжело».
Кажется, что это гигантский объем задач. Но на самом деле в ресурсном центре они распределены так, что не отнимают много времени. За каждым подопечным закрепляется волонтер, который оказывает ему регулярную помощь. Для этого может потребоваться всего около двух-трех часов в неделю.
Для волонтера важны эмоциональная устойчивость, готовность учиться и следовать инструкциям, а также возможность выполнять именно те задачи, которые актуальны для конкретного человека: «Нередко маршрут подопечного предполагает прохождение пешком нескольких километров, – поясняют в центре. – Или нужно учитывать, что со слепоглухим человеком нужен близкий физический контакт, общение “рука в руке” – не всем этом подходит».
Подопечные разные: кто-то воспринимает волонтера как просто сопровождающего из точки А в точку Б, а у кого-то складываются дружеские, очень теплые отношения.
Сейчас на занятия в центр приходит около сорока взрослых и столько же детей, но волонтеров в разы меньше. И хоть не всем нужно регулярное сопровождение, бывают еще и разовые задачи – например, встретить человека, приехавшего в Москву, на вокзале и проводить в медучреждение. Помощники также всегда нужны для посещения музеев и для общих праздников, а также в выездных лагерях, которые организует центр.

Раз в год при поддержке Фонда президентских грантов ресурсный центр «Ясенева поляна» проводит обучение для волонтеров. Его участники изучают дактиль (жестовую азбуку) и русский жестовый язык для общения со слабослышащими, шрифт Брайля и правила сопровождения человека с нарушениями зрения, узнают, какие именно особенности имеют подопечные и как с ними общаться.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Среди тех, кто поступает на двухмесячный курс, большинство – студенты профильных вузов. После окончания обучения они получают сертификат о повышении квалификации, и некоторые остаются в волонтерской команде, а впоследствии могут даже стать сотрудниками центра. Но поступить на курс и стать волонтером может и человек, далекий от дефектологии, педагогики и психологии.
«Например, у нас есть волонтер – химик, ему просто хочется приходить и помогать, – говорит Максим Пузаков. – Почему? Наверное, потому что у нас весело! Это правда. И еще мы действительно обучаем достаточно интересным вещам. Но волонтерство у нас не подходит тем, кто не готов учиться и кто рассчитывает на разовую благотворительность. Нам бы хотелось, чтобы люди приходили и оставались с нами».
Тех, кто не успел на обучающий курс, в ресурсном центре тоже готовы принять: «Мы можем оперативно научить азам, но потом все же придется пройти курс, когда будет новый набор, – говорят там. – А так – просто приходите знакомиться! У нас уже не раз бывало, что люди приезжали без предупреждения, мы их встречали, общались и работали дальше вместе».
Контакты ресурсного центра «Ясенева поляна» есть на сайте организации.
Дать подержать мир в ладошках
Сенсорные нарушения лишают маленького ребенка важнейшей информации об окружающем мире, что замедляет его развитие. Незрячим и слабовидящим детям познавать действительность помогают тактильные книги. Такие рукодельные книги-пособия и игры создают волонтеры РООИ «Детский орден милосердия», а затем передают их в специализированные детские сады, школы и библиотеку для слепых.
Обычно тактильная книга – это несколько плотных листов, обшитых тканью, с закругленными углами и с тесьмой, указывающей на низ страницы. На них располагаются иллюстрации, выполненные в разных техниках: аппликация, рельефное изображение из материалов, на ощупь схожих с реальными объектами, съемные игрушки и т. д. Все это помогает развивать мелкую моторику, что особенно важно для слабовидящего человека, и изучать признаки предметов, с восприятием которых у ребенка с патологией зрения есть сложности, – форму, размер, фактуру и даже цвет, если ребенок не тотально слепой.
«Главная задача рукотворной книги – сблизить слепого или слабовидящего ребенка с миром, помочь ему его исследовать, – говорит Галина Никанорова, президент «Детского ордена милосердия». – Важно, чтобы ребенку при этом было комфортно. Он должен получать удовольствие от соприкосновения с книгой. Рука у дошкольника нежная, кожа чувствительная, и изображения не должны быть из неприятного материала (холодного, колючего). Исследуемая поверхность несет не только информацию, но и радость контакта».
За годы существования проекта по созданию тактильных книг волонтерами «Детского ордена милосердия» было сделано около 650 экземпляров, изучены методики и технология, координаторы проекта постоянно консультируются со специалистами. Основной партнер проекта – Российская государственная библиотека для слепых.
Главной движущей силой в «Детском ордене милосердия» считают активных московских пенсионерок-мастериц, которые сейчас объединились в клуб «Мир в ладошках» под руководством Аллы Луняковой. Раз в неделю они собираются при Центре московского долголетия, но берут работу и на дом.
Когда книга попадает в специализированный детский сад, ребенка нужно научить работать с ней. Специальные игровые занятия, благодаря которым книга становится понятна ребенку, проводят студенты-волонтеры Московского городского педагогического и Московского педагогического государственного университетов. А в колледже «Дорогомилово» МПГУ некоторые учащиеся так вдохновились работой мастериц, что тоже, консультируясь у опытных волонтеров, стали делать книжки.
«Этим занимаются потому, что это действительно нравится, интересно, увлекает. Некоторые не только от нас получают методические и технологические рекомендации, но и сами изучают, как сейчас развивается эта сфера, а потом приходят и что-то предлагают», – говорят в «Детском ордене милосердия».
Темы и задания для тактильных книг и игр согласовываются с тифлопедагогами, но в этой работе всегда есть пространство для творчества. В основе книги может быть что угодно: стихи и сказки, познавательные рассказы, обучающие материалы.
Как показать незрячему ребенку эмоции? Часто, не имея возможности видеть их на лицах других, он тоже никак их не выражает. Хорошо продуманная и искусно сделанная тактильная книга может дать ребенку представления о мимике.

А как объяснить, не показывая, что рога есть и у троллейбуса, и у оленя, и они абсолютно разные? Или что кисть – это и часть руки, и инструмент для рисования, и гроздь ягод. Мастерицы клуба решили сделать развивающие мышление тактильные карточки с многозначными словами.
Большинство волонтеров уже много лет в проекте: «Ими движет желание помочь и ответственность. Есть такой важный момент – если в какой-то книжке есть переходящий со страницы на страницу персонаж или предмет, он обязательно должен быть сделан одной рукой, – рассказывают в организации. – Поэтому в работе над тактильными книгами важно: если взялся за дело, надо довести до конца».
Фото: Freepik.com
Желающие и умеющие шить могут прийти на встречу волонтерской группы, посмотреть, попробовать и, если это действительно заинтересует и увлечет, научиться делать книжки, которые помогают маленьким незрячим познавать картину мира.
За подробностями можно обратиться в «Детский орден милосердия».
Есть и другие способы поддержать людей с нарушениями зрения. Например, в фонде «Спорт для жизни» волонтеры помогают незрячим, слабовидящим и слепоглухим спортсменам тренироваться и участвовать в марафонах и заплывах. А в учебно-кинологическом центре «Собаки-помощники» волонтеры участвуют в воспитании собак-поводырей.
Этот материал — часть проекта «Волонтерский вопрос: информация, опыт и практики НКО», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о московских социальных волонтерах — по ссылке.