Новости
Новости
11.06.2025
10.06.2025
09.06.2025
18+
Серии

Тренды: внедрение социального в культурные проекты

Коллаборация НКО и культурной институции – уже не что-то необычное, а повсеместная практика и тренд последних лет. Рассказываем, как культурные проекты совмещают с социальным и какую роль в этом партнерстве могут играть НКО.

культурные проекты
Фото: Дима Жаров / АСИ

С каждым годом культурная сфера в России становится все более доступной. Так, фонд социальной помощи и поддержки «Свет» регулярно выделяет музеям гранты на развитие инклюзии и культурные проекты, в Государственном Эрмитаже зимой снимали видеоподкаст на русском жестовом языке – первый в истории музея видеотур на РЖЯ по парадным залам Зимнего дворца, а совсем недавно Музей криптографии выпустил методическое пособие о доступной мультимедийной среде в музее.

Но со временем некоммерческих проектов становится так много, что заинтересовать ими все сложнее и сложнее. Тогда появляются новые форматы. Все чаще звучат разговоры о том, что культурные коллаборации должны быть не просто полезными: они должны быть запоминающимися.

Роль НКО постепенно выходит за рамки «консультанта по инклюзии»: они занимают позицию созидателей. А социальные смыслы больше не выглядят как что-то инородное – они становятся неотъемлемой частью культурных проектов.

Рассказываем о ярких проектах последних лет, где социальное не просто дополняет культурное, а стоит с ним наравне.

Материал подготовлен по следам дискуссии «Все начиналось с музея», которая прошла во время форума «Музейный гид-2025», организованного Благотворительным фондом Владимира Потанина.

Вариант 1. Делиться своими ресурсами с культурными институциями

С недавнего времени в России работает некоммерческий проект «Тактилки». Это платформа, на которой музеи делятся друг с другом тактильным оборудованием на условиях безвозмездного пользования. 

Его придумал проект Inclusive Division, который занимается адаптацией музейных экспозиций для незрячих и слабовидящих посетителей. Команда проекта создает тактильные макеты и графику, схемы помещений, таблички со шрифтом Брайля и многое другое. Для тестирования и производства моделей проект привлекает незрячих людей.

«Как производители мы видим, что порой работа по подготовке и адаптации проекта идет в стол. Чаще всего – из-за недостатка финансирования. Есть музеи, которые по разным причинам не могут найти средства на обеспечение устойчивости инклюзивных практик. А второй фактор – есть музеи “схожей” специфики и часто их интересы перемежаются. И мы подумали: а что, если музеи будут меняться предметами для тактильного осмотра?» – рассуждает Юлия Андриевич, креативный директор Inclusive Division.

Так появилась идея создать платформу, на которой музеи и культурные пространства смогут обмениваться тактильным оборудованием.

«Кроме основной функции есть и другие слои. Это поддержка и взаимодействие: музейное сообщество постоянно взаимодействует, и важно делиться практиками, формируя критерии качества тактильного оборудования», – продолжает эксперт.

Фото: Дима Жаров / АСИ

А еще воспользоваться платформой могут НКО. Те организации, у которых есть тактильное оборудование, могут предоставлять его для временного пользования другим музеям и организациям. Не важно, насколько их много: даже с одной тактильной моделью можно присоединиться к платформе. Для этого нужно только подписать соглашение.

Эксперты платформы готовы проконсультировать по вопросам адаптации экспозиций и универсальному дизайну. Вопросы доставки и юридического сопровождения осуществляются за счет платформы.

Вариант 2. НКО создает культурную площадку

В Санкт-Петербурге работает открытое общественное пространство «Нормальное место». Его цель – развивать и поддерживать сообщества горожан вокруг социальных, культурных, экологических и образовательных проектов.

Внутри – коворкинг, конференц-зона, арт-резиденция, зал двигательной активности и даже кулинарная мастерская. Здесь можно проводить свои мероприятия и встречи. Главное, чтобы они соответствовали ценностям гуманизма: «свобода, самовыражение, равенство».

Пространство учредили пять организаций: инклюзивные мастерские «Простые вещи», благотворительная организация «Перспективы», благотворительные магазины «Спасибо!», студия «Да» и инклюзивное кафе «Огурцы».

Сейчас в «Нормальном месте» располагаются все восемь мастерских «Простых вещей»: косметическая, цветочная, столярная, кулинарная, швейная, керамическая, графическая и арт-студия. Они объединились в первое в России инклюзивное дизайн-бюро.

Мастера бюро – около 30 взрослых людей с ментальными особенностями – занимаются разработкой мерча, корпоративных подарков, лимитированных коллекций (графическая мастерская), а также делают постеры и картины (арт-студия). 

«Графика – это направление, которое больше связано с коммерческими заказами. В том году у нас был проект сотворчества с Музеем нонконформистского искусства. Они пришли к нам с запросом на работу командами: на протяжении года мы встречались, знакомились коллективами и вместе генерировали сувенирную продукцию и серию мерча. Она выйдет в продажу этой осенью. Мы ориентировались на опыт музея, брали за основу работы художников музея, поднимали архивы», – рассказывает Полина Платонова, руководитель инклюзивного дизайн-бюро «Простые вещи».

Второе направление – искусство и живопись – в бюро начали развивать с конца 2024 года. «Простые вещи» налаживают связи с современными художниками и выводят своих мастеров на этот уровень. Подопечные участвуют в выставках, ярмарках современного искусства, мастер-классах. 

«Мы рады сотрудничать с культурными пространствами. Нам важно, чтобы творчество выходило за рамки мастерской», – заключает Полина Платонова.

Вариант 3. Коллаборации с существующими культурными пространствами

Благотворительная организация «Перспективы» много и давно сотрудничает с музеями. Самый распространенный формат коллабораций – это проведение выставок работ подопечных в пространстве культурных учреждений. Например, только в мае 2025 года открылись две выставки арт-студии «Перспективы»: в Русском музее и Эрмитаже.

Пусть живые запомнят

«В музеях есть разные отделы: инклюзивный, образовательный, просветительский, экспозиционно-выставочный. И взаимоотношения между этими частями одного целого часто довольно конфликтные. А инклюзивные проекты встречаются на стыке всех пересечений, и в этом главная сложность», – рассуждает Александр Иванов, автор проекта арт-резиденции благотворительной организации «Перспективы».

Фото: Дима Жаров / АСИ

У организации есть два основных творческих проекта: арт-студия в ПНИ № 3 и арт-резиденция в «Нормальном месте». В студии творят художники, в резиденции хранится архив их работ. Сейчас у «Перспектив» более трех тысяч единиц хранения.  

В работе с культурными площадками организация возвращает «социальное» в историю искусства и его нынешнюю жизнь. А также говорит об инклюзии как о способе создавать альтернативные художественные ориентиры, процессы и пространства.

Так, в 2021 году в арт-пространстве «ДК “Громов”» проходила выставка «Явные движения». В проекте участвовала художница арт-студии «Перспективы» Ольга Сербина. В ее рисунках линия и цвет перемещаются из произведения в произведение, выстраивая сложные переплетения и сети.

В 2023 году прошла выставка «Искусство делает доступным то, что невидимо без него». Это исследование работ художников, живущих в психоневрологических интернатах. Авторы проекта попытались понять, как искусство меняет жизнь людей, которые находятся в закрытых учреждениях.

Что важно помнить?

Но нужно понимать: чем интереснее и глобальнее проект, тем больше ресурсов на него потребуется. Иногда на разработку коллаборации уходит несколько месяцев и требуется включение многих сотрудников. Если у организации нет ресурсов на это, можно рассмотреть другие варианты сотрудничества. Например:

  • Предложить работы художников из инклюзивных мастерских как дизайн мерча. Так, в 2019 году в Пушкинском музее представили сувениры по эскизам художников с особенностями развития, сделанные подопечными фонда «Жизненный путь».
  • Передать работы особых художников музею для организации временной вставки. Весной 2022 года выставка #Вместе открылась в Музее декоративного искусства: на ней была представлена инсталляция «Синий лес» художественных мастерских «Окоём».
  • Провести мероприятие на территории культурного пространства. Ежегодно в парке «Царицыно» проходит инклюзивный пикник. Он объединяет специалистов в области инклюзии и представителей творческих профессий.

Материал подготовлен по проекту «Проводники социальных изменений», который реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо