Для кого-то лето — время отдыха и отпусков. А для кого-то — возможность получить трудовой опыт, чтобы было проще найти работу в будущем. Особенно этот опыт важен для воспитанников детских домов, молодых людей с особенностями здоровья, детей из приемных семей и других социально уязвимых категорий.
Фонд «Хранители детства» помогает молодым людям из уязвимых групп познакомиться с миром профессий, узнать, что такое трудовые отношения, и попробовать себя в разных сферах.
Алгоритм
Фонд сотрудничает с разными учреждениями: детскими домами, семейными центрами, специализированными школами-интернатами и другими. В этих организациях есть кураторы, которые помогают реализовывать программу корпоративного наставничества и мотивируют подростков принимать в ней участие.
Чтобы попасть в программу, подростки сначала обсуждают эту возможность с педагогами и проходят анкетирование. В течение учебного года они пробуют себя на местных предприятиях и обучаются онлайн.
Дополнительно два раза в неделю «Хранители детства» проводят мотивационные онлайн-встречи с экспертами из разных сфер: от визажиста до директора предприятия. На специальном портале все подростки проходят обучение по короткому индивидуальному маршруту, который включает рекомендации по профессиям, просмотр вебинаров и возможность написать личное сообщение наставникам.
После такого обучения молодым людям выдается сертификат, который обязателен для очной стажировки. Все активности в течение учебного года — это подготовка к летним стажировкам и трудоустройству.
Варианты специальностей
Стажировка и трудоустройство зависят от предпочтений, способностей и особенностей здоровья подопечного, а также возможностей партнеров фонда. Так, есть трудоустройство с простым функционалом: рабочий, помощник кладовщика, сборщик подшипников, помощник ландшафтного дизайнера, продавец-консультант.
Но также есть и стажировки с более сложными задачами: аниматор, стажер художника-мультипликатора, звукорежиссера, стилиста-парикмахера, веб-дизайнера, специалиста по обслуживанию банкоматов, помощника следователя или судебного пристава. Для каждого найдется подходящий вариант.
Когда определяется место стажировки, подопечный оформляет срочный трудовой договор или договор о стажировке с организацией, которая приглашает его к себе. Специалисты программы фонда определяют план занятий и сопровождают молодых людей в течение всего времени работы, ежедневно контактируя с ними, а несколько раз в неделю — встречаясь с наставником.

«Государство многое делает для поддержки людей с особыми потребностями здоровья и детей-сирот, однако изменения не происходят мгновенно. Ситуация для подростков с ОВЗ осложняется ограниченным выбором адаптивных программ профессионального развития. Часто такие подростки испытывают неуверенность. Стажировка — маленькая жизнь. Она не только погружает в среду профессионалов, но и социализирует, дает почувствовать себя нужным, понять, что особенность здоровья — не преграда. Стажируясь, можно постепенно привыкнуть к рабочему графику, коллективу и нагрузкам без стресса», — говорит Александра Андриевских, директор фонда «Хранители детства».
Фото: Jason Leung / Unsplash
Сбывшаяся мечта Федора
Федор с двух лет жил в Пансионе семейного воспитания. Он с детства был любознательным: окончил музыкальную школу с золотой медалью, увлекался фехтованием и книгами. Федор всегда хотел быть звукорежиссером.
После девятого класса он поступил в Театральный художественно-технический колледж на специальность «Техника и технологии аудиовизуальных программ» и благодаря фонду попал на стажировку в ВГТРК. «Я даже не мог о таком мечтать!» — признавался он. Уже через несколько дней Федор уверенно работал за пультом. Наставники отмечали его ответственность, отличный слух и быструю обучаемость.
Позже он стажировался на радиостанции в отделе продакшн, где готовят рекламные ролики для телевидения и записывают аудиорекламу. С каждым днем Федор все увереннее чувствовал себя на работе. После армии, несмотря на сложности из-за пандемии, Федор не сдался и вернулся в медиаиндустрию.
Сегодня он совмещает работу в Государственной библиотеке, занимаясь всем, что связано с аудиотехническим обеспечением работы организации, с учебой в вузе.
Максим раскрыл свою творческую сторону
Семнадцатилетний Максим из Сергиева Посада всегда представлял себе, что его жизнь будет связана с гуманитарными науками, поэтому хотел раскрыть свою творческую сторону. Стажировку для подростка подобрали в музее архитектуры, который находится в его городе. В нем Максим был стажером — помогал организовывать мероприятия.
«Благодаря программе корпоративного наставничества я побывал на многих предприятиях, а стажировку проходил в музее. За месяц работы увидел свои сильные и слабые стороны, понял, над чем мне стоит работать. Это была реальная возможность получить опыт, который очень ценится при поступлении на работу. А главное — можно понять, на кого ты хочешь учиться и кем работать дальше! Потратить несколько лет своей жизни на профессию, которая тебе не нравится, — лично для меня это самое страшное!», — говорит Максим.
Стефания нашла свой путь
Стефании скоро 19 лет. Недавно она стала одной из самых молодых участниц Петербургского международного юридического форума, где обсуждали важные правовые вопросы чиновники и судьи.
Стефания — слабослышащая и выросла в семье, где все плохо слышат. Ее отец — заслуженный спортсмен, чемпион Сурдлимпийских игр по футболу, мама — дизайнер, член Союза художников России.
Стефания всегда хотела помогать людям. Сначала думала о дипломатии, но после стажировки в Минюсте, организованной фондом «Хранители детства», выбрала юриспруденцию. Поначалу девушка переживала: работать в Министерстве юстиции было волнительно. Но очень скоро освоилась и легко справлялась с обязанностями.

В итоге Стефания не просто получила опыт работы, а определилась с профессией. Особенность здоровья не помешала ей проявить себя. Работа с документами, первое судебное заседание — все это укрепило ее уверенность. А поддержка наставника и коллег помогла поверить в себя. Выступая на Петербургском юридическом форуме, она рассказала о важности равных возможностей для людей с инвалидностью.
Фото: Amina Atar / Unsplash
Сейчас Стефания готовится к поступлению в вуз. Она знает: проблемы со слухом — не преграда, а лишь особенность, к которой можно адаптироваться. «Мы такие же, как вы. Только вместо голоса нам служат руки», — говорит Стефания.
«Мы часто используем слоган: “Работа — лучший подарок для подростка!” Бывает, что ребята сначала весьма скептически к нему относятся, особенно подростки, живущие в учреждениях. Однако участие в программе — а как правило, ребята в ней находятся несколько лет — меняет их взгляд на работу в целом, избавляет от иждивенческой позиции, позволяет увидеть себя в профессии. Ребят много. Способности и интересы их различны. Потому одной из важных целей фонда является расширение пула партнеров», — подытожила Андриевских.