Текст подготовлен совместно с Константином Кунцем, генеральным директором Агентства интеллектуальных решений «Интеграция» и членом Общественного совета при Минздраве РФ.
Основные практики противодействия наркопотреблению
Сегодня можно выделить два системообразующих и взаимосвязанных направления работы. Первое — это снижение уровня предложения наркотических средств и психоактивных веществ, которое входит в задачи правоохранительных органов, включая борьбу с наркотрафиком. Второе — борьба со спросом. Как известно, спрос рождает предложение, поэтому успешная работа в этом направлении закладывает долгосрочные основы для снижения оборота наркотиков в целом.
Снижение спроса на наркотики достигается за счет профилактики зависимого поведения. Здесь есть несколько подходов.
Первичная профилактика направлена на людей, никогда не потреблявших наркотики, — она особенно важна в контексте молодежной аудитории. Это комплекс информационных и образовательных мероприятий с использованием всех площадок и пространств, в которых происходит взросление ребенка, — семья, школа, улица. Основная цель первичной профилактики — помочь ребенку стать полноценной, самодостаточной, ответственной личностью, не стремящейся сомнительными способами разнообразить свою жизнь.
Вторичная профилактика направлена на тех, кто уже имеет опыт потребления наркотиков и нуждается в помощи, включая лечение, медицинскую и социальную реабилитацию.
Третичная профилактика — это ресоциализация и реадаптация людей, которые смогли преодолеть зависимость и нуждаются в поддержке, чтобы вернуться к полноценной жизни в семье и обществе.
Это единственные эффективные методики борьбы с наркопотреблением. В таких вопросах точно не работают лозунги и далекие от реальности рекомендации, методички, ГОСТы, устаревшие и эффективные лишь на бумаге.
Роль Общественной палаты РФ
ОП РФ не остается в стороне от данной проблемы, активно участвуя в экспертной работе по совершенствованию подходов к помощи зависимым гражданам.
Антинаркотическая работа НКО — часть повестки Координационного совета по международному сотрудничеству. Создается школа для антинаркотических НКО по успешному и качественному участию в мероприятиях на международных площадках, включая организации системы ООН.
При поддержке Общественной палаты в сотрудничестве с МВД реализуется Межведомственный стандарт антинаркотической профилактической деятельности. Он основан на концепции универсальной профилактики — создании единого профилактического пространства.
Также Общественные палаты субъектов РФ совместно с антинаркотическими комиссиями оказывают поддержку НКО, которые будут внедрять этот стандарт в регионах.
Пропаганда наркотиков в интернете: способы борьбы
На сегодняшний день при ОП РФ создан координационный совет по социальным медиа. Его члены в том числе работают над защитой молодежи от пагубного интернет-контента.
Например, инициативы Екатерины Мизулиной, директора Лиги безопасного интернета, помогают выявлять и нейтрализовывать сетевые ресурсы, пропагандирующие наркопотребление.
Агентство интеллектуальных решений «Интеграция» еще в 2021 году провело исследование по теме защиты от опасного онлайн-контента и роли НКО в поддержании общественной информационной безопасности.
На момент проведения исследования доступ к опасному контенту, связанному с пропагандой и продажей наркотиков, вербовкой распространителей запрещенных веществ, ежедневно могли иметь десятки миллионов россиян.
Благодаря усилиям государства, отечественных НКО, научного сообщества эту цифру удалось снизить.
Смежные проблемы: бедность, безработица, криминал
Употребление наркотиков обостряет многие негативные и взаимосвязанные социальные явления, включая потерю доходов и сбережений, безработицу и бездомность.
К настоящему времени при участии многих НКО проделан большой объем работы в отношении реализации поручения президента РФ по реструктуризации мер поддержки бездомных граждан, отдельные элементы которой касаются и помощи людям с зависимостью.
Кроме того, Общественная палата проработала концепцию создания в регионах кризисных центров, которые будут изучать потребности нуждающихся граждан и направлять их в профильные НКО. Причем эти же кризисные центры будут обучать НКО работе с такими сложными социальными группами.
Успешные (и не очень) программы реабилитации наркозависимых
Таких авторских программ много в регионах, подходы разнообразны. Кто-то опирается на классическую систему «12 шагов», кому-то интереснее SMART Recovery или методы психотерапии.
Получить государственную поддержку не так просто, но многим организациям это удается. Бюрократия, сопряженная с получением господдержки, не всем по плечу. К тому же государство крайне осторожно выбирает себе партнеров среди профильных НКО, и это понятно.
Не секрет, что многие некоммерческие реабилитационные центры попали на страницы СМИ с историями о жестоком обращении с реабилитантами. Выбирая партнерскую НКО для оказания поддержки, чиновник должен понимать, с кем он имеет дело, какова репутация у этой организации, насколько «экологичны» ее подходы к работе со сложной зависимой аудиторией.
Эта настороженность объяснима — у сектора социальной реабилитации зависимости есть свои зоны роста. Среди них — отбор и подготовка специалистов к качественной и бережной работе с зависимыми, создание необходимых условий пребывания, порядок в налоговой отчетности и так далее.
В данном вопросе может помочь такой институт, как саморегулирование. Оно повысит качество и эффективность реабилитации, будет способствовать плотному взаимодействию с субъектами антинаркотической работы и обеспечит практическую доказанность результата.
Необходимые изменения в сфере борьбы с наркотиками
Помимо укрепления комплексной системы профилактики наркопотребления, снижения спроса и предложения наркотических средств, большая роль принадлежит систематизации антинаркотического взаимодействия государства и гражданского общества.
К тому же необходимо дальнейшее развитие понятных, прозрачных и обоснованных мер регулирования негосударственной сферы социальной реабилитации зависимых граждан. Это окажет положительное влияние на качество реабилитационных услуг, укрепит доверие между государством и антинаркотическими НКО.
В этом контексте важное направление работы — становление института саморегулирования и вовлечение в участие в СРО добросовестных организаций в сфере реабилитации.
А для специалистов в сфере реабилитации нужны актуальные образовательные стандарты, основанные на лучших практиках в сфере специализированного образования из НКО-сегмента.