Таня и Маша (имена изменены по просьбе организации) росли в полной семье. Когда девочкам было восемь и пять лет, их родители погибли в ДТП. Заботу о внучках взяли на себя старшие родственники — бабушка и дедушка. Сначала у них не было трудностей: пришлось выстроить заново семейные отношения, но тем не менее они справлялись.
Трудности появились, когда Таня вступила в переходный возраст. Она начала проявлять самостоятельность, захотела больше свободы. В семье начались споры: Таня все чаще отстаивала свою позицию, а большая разница в возрасте лишь добавляла сложностей.
А когда влияние подростковой компании стало определяющим, внучка и дедушка и вовсе потеряли общий язык и вошли в затяжной конфликт.
В итоге сил и ресурсов разбираться в проблеме у старших не оказалось, и Таню поместили в Центр помощи трудным подросткам. Сначала девочка поехала туда лишь на пару месяцев, но срок пребывания постепенно растянулся на целый год.
Бабушка и дедушка хотели «вырвать» Таню из-под влияния плохой компании. Но они не приняли во внимание, что интернат для ребенка любого возраста — большая психологическая травма. В итоге Таня посчитала, что близкие люди ее предали, и замкнулась в себе.
Узнав о случившемся, Танин дядя Николай решил прийти на помощь и забрать подростка к себе. Но были сложности: как найти общий язык после всего того, что пережила Таня, — потерю родителей и травму от жизни в интернате?
По закону все, кто собирается стать приемным родителем, должны пройти обучение в Школе приемных родителей (ШПР). Николай обратился в благотворительную организацию «Детские деревни SOS», открывшую в Пскове школу для тех, кто хочет стать приемным родителем.
Про Школу приемных родителей
Такое обучение важно вне зависимости от того, кто хочет взять ребенка из сиротского учреждения. Если стать опекуном и опираться при этом только на свой жизненный опыт, можно не справиться. Как это произошло в случае Таниных бабушки и дедушки.

Преподаватели школы в «Детских деревнях SOS» — это специалисты с опытом приемного родительства. Они сами проходили подобное обучение, многие из них более 15 лет растят приемных детей.
Фото: Jaime Maldonado / Unsplash
В программе обучения — два учебных модуля. Базовый модуль длится 60 часов и посвящен ключевым аспектам взаимодействия с детьми, имеющими опыт сиротства. Слушатели узнают, как выстраивать доверительные отношения с учетом возраста, пола и психологических особенностей ребенка. Кроме того, эксперты объясняют, какими родительскими компетенциями необходимо обладать приемному родителю. Прорабатывают и сложные ситуации из практики: например, разбираются, что делать, когда сталкиваешься с трудным поведением.
Также слушателям рассказывают, какие права есть у ребенка и родителей, что в последнее время изменилось в законодательной базе, на какие льготы и денежные пособия стоит рассчитывать.
Во время второго модуля слушателям рассказывают, что нужно приемным родителям, собирающимся воспитывать подростка. В программе — объяснение психофизиологических особенностей подростков, знакомство с понятием «психологическая травма» и ее последствиями, обсуждение типов и особенностей ненормативного поведения подростков.
Особенности работы с родителями
Как отмечают в «Детских деревнях SOS», приемным родителям важны такие компетенции, как терпение, спокойствие, принятие, эмоциональная поддержка, умение выстроить доверительные отношения.
«Школа приемных родителей — это первый этап сопровождения замещающей семьи специалистами по социальной работе. Тревоги и волнения родителей начинаются задолго до того, как ребенок пришел в семью. И для нас важно идти с приемным, замещающим родителем рука об руку на всех этапах его жизни», — говорит Ирина Зинченко, руководитель направления программ альтернативной опеки благотворительной организации «Детские деревни SOS».
Более того, Школа приемных родителей продолжает работать с родителями и после обучения. Специалисты поддерживают их, пока семье и ребенку это будет необходимо.
Кандидаты в приемные родители проходят обязательную диагностику в начале и в конце обучения. После чего получают заключение: в чем их сильные стороны и какие зоны роста, как улучшить родительские компетенции, где требуются дополнительные знания.
«Были случаи, когда люди думали, что сами все знают, а по окончании почти трехмесячного курса горячо благодарили за полученные знания, за мотивацию. А бывало и так, что в процессе обучения приходило понимание, что решение стать приемным родителем было импульсивным», — рассказывают в организации.
С 2022 года обучение в Школе приемных родителей «Детских деревень SOS» во Пскове вынужденно встало на паузу. В 2025-м – возобновилось вновь благодаря поддержке фонда «Абсолют-помощь».
«Фонд ”Абсолют-помощь” поддержал наши практики работы с семьей на три года. Благодаря этому у нас есть больше возможностей помогать семьям с детьми стать устойчивыми или обеспечить ребенку, оставшемуся без родителей, семейное окружение», — говорит Виктория Копейкина, советник по стратегическому развитию программ благотворительной организации «Детские деревни SOS».