В Воронеже участникам специальной военной операции на Украине (СВО) помогают многие организации, но вопросами их трудовой адаптации одним из первых озадачился АНО «Воронежский центр поддержки ветеранов СВО». В конце июня команда завершила проект «Ты не один», благодаря которому специалисты выработали собственный подход к сопровождению участников СВО. По этой методике они продолжают работать ежедневно.
Как бывшему военнослужащему искать новые смыслы
Роман Костюков состоит на военной службе с 1997 года. За плечами — срочная служба, Вторая чеченская кампания, вооруженный конфликт в Грузии. К послужному списку прибавилась и СВО. Говорит, что пошел добровольцем, ведь в трудное время нужно быть со страной.
«У меня пять заходов, пять отпусков и пять ранений. Последнее особенно тяжелое: меня демобилизовали. Руки-ноги есть, но передвигаюсь с тростью. Была полостная операция — массивные повреждения внутренних органов и костей. Я оказался в тяжелом положении, мне нужна была помощь, которую предлагали в центре поддержки ветеранов СВО», — рассказал АСИ Роман Костюков.
С АНО «Воронежский центр поддержки ветеранов СВО» ветеран боевых действий сдружился «по созвучию ценностей». По его словам, ужасы войны не проходят бесследно — каждый боец нуждается в психологической поддержке, а если род деятельности приходится менять кардинально, то и трудовой адаптации.
«Ты не знаешь, как строить, изобретать, учить — ты знаешь, что такое быть в строю с оружием. И риск сломаться, когда у тебя забрали то, что умеешь, очень велик. Наша задача — вовлечь бойцов в общественно полезную работу, показать, что они не одни, что жизнь продолжается. Это надо, чтобы они “не закисли”. А лучший пример — личный. Я прихожу к ним и говорю, вот он я — на ладони, такой же, как вы. Я не спился, а нашел себе применение в мирной жизни, ведь возможностей очень много», — отмечает Роман Костюков.
Сейчас мужчина — активный участник событий Воронежского центра поддержки ветеранов СВО, проводит мастер-классы для ветеранов, где делится своей историей преодоления. Также офицер преподает начальную военную подготовку у молодежи и занимается поиском пропавших в зоне боевых действий участников СВО.
«Надо быть лицом к лицу с парнями и объяснять им, что это не конец и их опыт нужен на гражданке. Я это знаю, потому что много лет отдал армии. А они — нет. Это либо молодые офицеры, которым приходится рано заканчивать карьеру, либо добровольцы и мобилизованные с первым в жизни ранением. Мой долг рассказать им, где они могут применить свои способности», — продолжает Роман Костюков.
Авторская методика выявления способностей и потенциала
«Возвращаясь из зоны специальной военной операции, большинство ветеранов нуждаются в полной реабилитации перед выходом на рынок труда.
Эта реабилитация включает не только медицинскую и психологическую поддержку, но и подготовку к новой профессиональной жизни, потому что некоторые участники получили там инвалидность и больше не могут заниматься прежней работой», — пояснила в беседе с АСИ менеджер проектов АНО «Воронежский центр поддержки ветеранов СВО» Елена Глаголева.
Фото: RUT MIIT / Unsplash

Проект трудовой адаптации «Ты не один» помогал ветеранам разобраться, как правильно искать работу и развивать профессиональные навыки. Специалисты объясняли, куда обратиться, чтобы получить поддержку государства, какие есть возможности для переобучения и трудоустройства. Но прежде каждый из них работал с психологом.
«Те военнослужащие, которые получают психологическую поддержку, заметно лучше справляются с последствиями травмы, быстрее принимают диагноз, если его им ставят, и быстрее адаптируются к новым условиям жизни, включая потерю конечностей. Моя задача заключалась в снятии психологических барьеров, которые мешают человеку начать двигаться вперед», — рассказала АСИ директор Комплексного психологического центра «РОСТ», кризисный психолог Виктория Квасова.
По словам Виктории Квасовой, сперва она предлагала участникам СВО методику «Колесо жизненного баланса», которая позволяла им преодолевать страхи, расслабиться и довериться специалисту. Только потом психолог переходила к процедуре диагностики и выявлению профессиональных наклонностей у бойцов.
Для диагностики она использовала специальные приборы и программы (их названия психолог предпочла не называть, пока не запатентует методику. — Прим. АСИ), позволяющие выявить способности человека, определить подходящие роли — руководитель, предприниматель или исполнитель. Программа включает обширный набор тестов, позволяющих комплексно проанализировать личность и ее потенциал.

Стоимость такого оборудования довольно высока — порядка 200 тысяч рублей, что делает его использование доступным лишь специалистам, к которым тоже применяются высокие требования: это должен быть психолог с базовым образованием, подтвержденными опытом и знанием медицинской психологии и профориентации.
Фото: Sharon McCutcheon / Unsplash
«По итогам обследования я формировала подробное заключение, включающее рекомендации по дальнейшей адаптации к небоевой жизни», — добавила Виктория Квасова.
От трудовой адаптации к созданию должностей для бывших военнослужащих
Каждого участника в проекте консультировали отдельно — составляли личный план действий, исходя из предпочтений и возможностей.
Если бывший военнослужащий хотел заняться бизнесом, ему рекомендовали обратиться в специальный центр помощи предпринимателям «Мой бизнес». Тем, кто искал работу в определенных сферах, предоставляли актуальные вакансии от партнеров. А для тех, кто хотел познакомиться с условиями труда воочию, были доступны экскурсии в организации и на предприятия.
Фото: Ioan F / Unsplash

Проект трудовой адаптации поддержали, к примеру, Кофейный завод — Производственная база «Солярис», Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова, Международный транспортный сервис, Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», АНО «Центр начальной военной подготовки “Рокот”», компания ZaVoz и другие.
«Проводилась работа и с потенциальными работодателями. Еще на старте проекта мы рекомендовали компаниям создавать специализированные рабочие места для ветеранов. Важно было предложить такие условия труда, которые учитывали бы физические особенности каждого конкретного сотрудника, позволяли полноценно исполнять обязанности и чувствовать свою значимость. По итогам встреч выяснилось, что многие прислушались к нашим рекомендациям и создали подходящие должности для бывших военнослужащих», — отметила Елена Глаголева.
Также оказалось, что ветеранам важно повышать уровень образования, и центр поддержки ветеранов СВО заключил соглашения с воронежскими вузами и техникумами. Кроме того, организация развивает сотрудничество со службой занятости региона, министерствами труда и занятости, внутренней политики, предпринимательства и туризма, а также депутатским корпусом области, центрами реабилитации, санаториями и фондом «Защитники Отечества».
«Такой тесный контакт позволяет эффективно координировать усилия и оперативно передавать информацию о доступных видах помощи ветеранам. Другими словами, у нас есть четкая методика помощи при разных запросах ветеранов. Эта некая “дорожная карта”, которую теперь мы применяем ежедневно, продолжая консультировать участников СВО», — прокомментировала Елена Глаголева.