Криптовалюта – это цифровая валюта, которая существует только в интернете. У нее нет физической формы, а все операции с ней проходят без участия банков или других финансовых посредников.
Самые известные виды криптовалют – биткойн и эфириум. Их главное отличие от обычных денег заключается в децентрализации. Это значит, что ни одно государство или банк не контролируют эту валюту, что делает ее независимой от традиционных финансовых систем.
С одной стороны, для НКО криптовалюты – это возможность привлечь жертвователей из IT-сферы, получать переводы из-за рубежа, обходя некоторые банковские ограничения. Но вместе с тем это пока еще серое поле.
Правовой ландшафт
Самый главный вопрос: можно ли собирать пожертвования в криптовалюте в соответствии с действующим законодательством? Александра Сазонова, юрист «Правовой команды», отмечает, что для этого необходимо сначала разобраться в определениях пожертвования и самой криптовалюты.
Согласно 582-й статье Гражданского кодекса РФ, пожертвование – это дарение вещи или права в общеполезных целях. По сути, это прямая передача средств или имущества от одного лица к другому, например, некоммерческой организации, без участия третьих сторон. Также стоит отметить цель пожертвования – дарение именно в общеполезных целях.
Прямого определения криптовалюты в российском законодательстве пока нет, однако существует понятие цифровой валюты, закрепленное в 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Эксперт поясняет, что под цифровой валютой понимается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, но не являются как таковой денежной или расчетной единицей. Криптовалюта также рассматривается как «деньги» в виде числового значения, не имеющие бумажного выражения.
Несмотря на наличие определения цифровой валюты, эксперт указывает на существенное «но». Закон 259-ФЗ четко определяет, что организация обращения цифровой валюты в России подразумевает использование российской информационной инфраструктуры. Однако обращение большинства криптовалют происходит вне российских информационных инфраструктур, через интернет-платформы, находящиеся за пределами юрисдикции России.
«Отсюда логично сделать вывод, что не только признать криптовалюту цифровой валютой в том понимании, которое есть в действующем законодательстве, не представляется возможным, хотя она по сути и является таковой, но и любое взаимодействие с ней вызывает множество вопросов и вероятность появления существенных рисков», – отмечает Александра Сазонова.
Сложности взаимодействия НКО с криптовалютой
Эксперт объясняет, что хотя «финансовые» взаимоотношения между физическими лицами с помощью криптовалюты существуют посредством P2P-обмена (когда один человек переводит другому криптовалюту, а тот в ответ переводит реальные деньги), возникает вопрос о возможности таких взаимоотношений для целей пожертвования.
«Зарегистрировать криптокошелек может фактически любое лицо, вопрос только в том, какой ресурс для этого использовать. Сейчас крупные иностранные криптобиржи фактически перестали работать с российскими пользователями, зарегистрировать личный кабинет достаточно сложно. Но даже если вы нашли криптобиржу, на которой есть возможность создать кошелек, то проводится определенная верификация, и в подавляющем большинстве случаев это доступно исключительно для физических лиц», – продолжает пояснения эксперт «Правовой команды».
Юридическому лицу для создания официального криптокошелька пришлось бы искать специализированный интернет-ресурс, предоставляющий такую возможность.

Но даже если НКО все же удалось официально зарегистрировать криптокошелек на юридическое лицо и получить туда криптовалюту в качестве «пожертвования», сразу возникает вопрос: как определить, что это пожертвование? Ведь оно не выражено в реальных деньгах и не классифицируется как имущество.
Фото: Emil Kalibradov / Unsplash
Дальнейшие действия с этой криптовалютой также проблематичны. Перевести ее в реальные деньги можно только через криптообменники или путем продажи другому лицу. В этом процессе неизбежно появляется третье лицо, что противоречит определению пожертвования.
«При этом в России нет официальных криптообменников, они все находятся в юрисдикции других стран, следовательно, перевод средств на счет организации возможен только при наличии банковского счета с доступом к SWIFT. А что касается продажи другому лицу, тут действуют нормы закона, которыми в принципе запрещена продажа криптовалюты», – говорит юрист.
Так могут ли НКО собирать пожертвования в криптовалюте?
Для получения пожертвования в виде криптовалюты организация должна:
- зарегистрировать криптокошелек на юридическое лицо;
- попробовать принятую криптовалюту обменять на реальные деньги.
Юрист отмечает: скорее всего, риски того не стоят. Хотя в России уже есть НКО, которые собирают пожертвования таким способом. Один из них – фонд «Ника».
«Мы всегда старались и стараемся идти в ногу со временем, использовать все возможности для оказания помощи животным, в том числе для того, чтобы давать обществу разные способы помощи», – рассказывают в фонде.
Фонд пользуется сервисом «Гентекст» – он принимает криптовалюту и передает ее в фонд после конвертации сразу на расчетный счет. Средства приходят на расчетный счет общим траншем от юридического лица сервиса «Гентекст» по договору.
«Единственный минус сервиса состоит в том, что пользователь должен зарегистрироваться в приложении, чтобы отправлять нам крипту. Но так проверяются самые преданные фонду люди и степень заинтересованности: если человек действительно хочет помогать таким образом, нужно один раз зарегистрироваться и потом просто поддерживать нас в любое удобное время», – объясняют в фонде «Ника».
Позиция платежной системы
Юрий Щеглов, генеральный директор платежной системы «Миксплат», отмечает, что в последние годы все больше некоммерческих организаций интересуются возможностью принимать пожертвования в криптовалюте. Но как платежная система они не могут обеспечить этот процесс.
«Суть такова: в России прием криптовалюты как формы пожертвований для НКО в настоящий момент невозможен по закону», – объясняет Юрий Щеглов.
Основная причина заключается в том, что российское законодательство не признает криптовалюту деньгами, и, следовательно, ее использование в качестве средства оплаты или передачи пожертвований запрещено.

Юрий Щеглов также отмечает, что Центральный банк России и Министерство финансов в своих официальных разъяснениях последовательно подтверждают, что юридические лица, к которым относятся и НКО, не имеют права ни принимать, ни использовать криптовалюту в своей деятельности.
Фото: micheile henderson / Unsplash
Важным аспектом является и соблюдение Федерального закона № 115-ФЗ, который регулирует противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма. Этот закон требует от всех участников финансового рынка отслеживать происхождение средств и отправителя. С криптовалютой, по словам эксперта, это крайне затруднительно.
«Мы в “Миксплат” отвечаем не только за техническую сторону приема пожертвований, но и за соблюдение всех юридических и регуляторных требований. Поэтому – и это важный момент – мы не можем и не предоставляем возможности приема криптовалюты, равно как и ее конвертации в рубли или другие платежные формы», – говорит эксперт.
Альтернативные схемы и их уязвимость
Эксперт отмечает, что некоторые НКО в России все же указывают на своих сайтах криптокошельки для сбора пожертвований в Bitcoin, Ethereum и USDT напрямую от частных доноров.
Такие пожертвования часто оформляются как «пожертвования от физлиц вне территории РФ» с пометкой об отсутствии отчетности или приеме «в личном порядке». Некоторые фонды также используют иностранных юридических лиц-партнеров для сбора пожертвований за пределами России.
Но генеральный директор платежной системы «Миксплат» уверен: такой подход юридически уязвим и сопряжен с множеством рисков – от проблем с отчетностью до вопросов со стороны Минюста, налоговой службы и банков.
Более того, подобные практики зачастую идут в обход действующего законодательства. В случае проверок их могут воспринять как обход закона или нарушение норм валютного и налогового контроля.
«И пока закон говорит “нельзя”, мы как ответственный оператор не можем предлагать инструмент, который приведет НКО к юридическим или финансовым рискам», – заключает Юрий Щеглов.
Хотя всего несколько лет назад использование криптовалюты казалось перспективным трендом для российских некоммерческих организаций, этот путь так и не стал массовым явлением. Некоторые фонды, такие, как «Подари жизнь» (при помощи фонда Podari.Life) или Русфонд (при поддержке сербского фонда «Русфонд Београд») даже начали активно изучать и внедрять прием криптопожертвований, но это скорее частные случаи.
Пока в России нет соответствующих законов, сделать пример криптопожертвований популярным методом фандрайзинга будет сложно. Хотя есть и позитивные шаги: так, весной 2025 года Минюст заявил, что «ограничений по передаче цифровой валюты юридическому лицу в качестве пожертвования законом не предусмотрено».
Материал подготовлен по проекту «Проводники социальных изменений», который реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.