Новости
Новости
22.09.2025
19.09.2025
18.09.2025
18+
Статьи

«Учить правильному взаимодействию с природой прямо в городе»: зачем Нижнему Тагилу центр реабилитации диких птиц

Центр — единственная организация в Свердловской области, которая принимает наиболее распространенные виды птиц: стрижей, скворцов, воробьев, голубей. А еще здесь помогают лисам, белкам и ежам.

Фото: Татьяна Доукша / АСИ

«В дикой природе нет ветеринаров, и помочь пострадавшим животным можем только мы, люди. Именно поэтому существует наш центр — спасать и возвращать в природу тех, кто оказался в беде», — объясняет команда Центра реабилитации диких животных «Солнечная птица» из Нижнего Тагила. Здесь не только лечат пострадавших диких птиц и зверей, но и учат людей бережному отношению к природе.

Все началось со стрижа

«Мы нашли стрижа — для нас это три заветных слова», — улыбаются руководительницы «Солнечной птицы». Именно с малютки-стрижа в 2018 году началась история организации. Тогда Юлия Жеребцова нашла на улице пострадавшую птицу и решила ей помочь.

«Оказалось, в нашем городе нет ни одной группы, которая специализировалась бы на диких животных и птицах. И я подумала: а почему бы мне не начать этим заниматься? — вспоминает женщина. — Я вегетарианец, когда-то организовывала акции против цирка, против меха. И эти истории вполне логично переросли в помощь птицам».

Юлия создала группу в социальных сетях, написала, что принимает стрижей. И получила огромный отклик: в сезон, с мая по сентябрь, под ее присмотром жили порой до 50 птиц. Коробки с ними тату-мастер Юлия размещала на балконе в своей рабочей мастерской, кормила птиц по часам и одновременно, методом проб и ошибок училась правильно ухаживать за подопечными.

Юлия Жеребцова в детстве хотела стать ветеринаром, как отец. А теперь руководит центром помощи диким птицам и животным. Фото: Татьяна Доукша / АСИ

Совмещать основную работу, помощь стрижам и материнство было тяжело, но Юлия не сдавалась: ей хотелось дать шанс на жизнь каждой птице. Но спустя три года подход к работе пришлось все-таки поменять: сострадательные горожане стали приносить не только стрижей, но и сов. В итоге в мастерской стало тесно, а соседи начали жаловаться на запах. Тогда Юлия оформила кредит и купила участок на окраине города.

«Мы начали строить первые вольеры, но у нас не было людей, и работа шла небыстро. В сильные морозы, когда на улице температура падала до минус 30 градусов, я размораживала еду дома и несла через пургу и сугробы сюда, кормила животных… Это были первые ростки того, что есть теперь», — рассказывает Юлия.

Влюбленная в птиц команда

Сейчас команда «Солнечной птицы» — это около 10 волонтеров и три основных руководителя. В 2023 году к Юле присоединились Евгения Томашевич и Анна Олешкова. Летом прямо перед ними упал обессиленный стриж, и подруги решили его спасти. Справлялись сами, о центре реабилитации диких птиц узнали, когда птица уже готова была отправиться на волю. Поэтому пришли не за советом или помощью, а просто на субботник — познакомиться. И остались.

«Мы обе — педагоги. Приходится все время работать за компьютером. Кроме того, очень не хватает какого-то отклика. Дети благодарят тебя за труд уже после выпуска, а в процессе эта сатисфакция практически нулевая, — рассуждает Евгения Томашевич. — А сюда я пришла, почистила вольер — и сразу вижу результат. Схватил меня кто-то за палец — тоже своего рода эмоциональная отдача. Здесь она происходит быстрее, чем в школе, и не менее важна».

Птицы завоевали сердце Евгении: она смеется, что еще пару лет назад легко могла спутать стрижа с ястребом, а теперь у нее дома поселился сокол со сломанной лапкой по имени Кельвин. Общительный и не боящийся людей, он порой может усесться на колени или голову, любит играть с пластиковыми крышечками и ворует носки с батареи.

О реабилитации диких птиц и умении принимать смерть

«Этих перепелок принесли как еду для хищных птиц, но у нас рука не поднялась превратить их в чей-то обед, — Анна Олешкова показывает на переносную клетку с кругленькими птицами. — Как-то автоматически они стали частью нашей организации, теперь мы их иногда выносим погулять, а перепелиные яйца очень любят наши чайки — глотают сразу целиком».

Несколько чаек-лакомок неспешно прогуливаются в отдельном вольере. Самой старшей около трех лет, но есть и серенькие малыши, родившиеся в этом году. Юлия отмечает, что птенцов в сезон приносят чаще, чем взрослых птиц. По всем обращениям — а за шесть лет их было более трех тысяч — в центре ведут статистику: записывают вид птицы или животного, результаты анализов, заключения врачей. В конце года подводят итоги: какие болезни чаще выявлялись, на что стоит обращать больше внимания.

Многие из птиц активно идут на поправку и, когда наберется достаточно сил, вновь отправятся на волю — подходящее для выпуска место сотрудники центра подбирают вместе с природоохранными инспекторами. Но некоторые подопечные остаются под присмотром надолго. Например, сипуха Олеся — еще птенчиком ее потрепали собаки, сильно повредили хрупкие крылышки.

Своя непростая история и у ее соседки по вольеру, совы Лаки, — она поступила в «Солнечную птицу» два года назад очень истощенной, Юлии приходилось кормить ее через шприц специальной жидкой смесью из мышей, насекомых и пребиотика. Благодаря мышиному «коктейлю» и постоянному вниманию Лаки выжила. Но спасти удается не всех.

«Человеку, который не принимает смерть, здесь будет тяжело. В наш центр попадают птицы и животные с определенными патологиями, они могут умереть. И это всегда непредсказуемо: бывает, ты ночами не спишь, лечишь, кормишь, а он уходит прямо у тебя на руках… С этим приходится жить, ведь если будешь постоянно сдаваться и много реветь, у тебя не хватит сил спасать другие жизни, — говорит Юлия Жеребцова. — Конечно, это непросто. Каждый раз держишь его… Но ведь надо еще тридцать птиц покормить. И ты кормишь дальше».

Сейчас под опекой центра живет порядка 60 диких птиц, а количество получивших помощь за все время существования организации насчитывает несколько сотен.

Научить помогать

Со временем, помимо птиц, в проекте стали появляться и звери. Например, в августе в центре обитали три белки, две лисы, енотовидная собака и несколько ежей. Некоторые оказались здесь прямиком с улицы, другие успели пожить с людьми — в роли экзотических питомцев.

Лис Фокс попал к хозяевам после того, как его маму растерзали собаки. Но в квартире прожил недолго: послушный природе, прятал по углам мясо, царапал стены и мебель, не был хорошеньким и спокойным. В результате его на несколько лет переселили в обычный гараж. Темнота и теснота испортили Фоксу зрение, подарили страх перед людьми.

В «Солнечную птицу» его передала хозяйка, она же взяла на себя полное благоустройство нового лисьего вольера, почти каждый день навещает Фокса, ухаживает за ним. «Это тот случай, когда каждую ситуацию нужно рассматривать строго индивидуально и не торопиться судить», — отмечают сотрудники центра.

«Одна из наших главных задач — помочь людям понять, как поступать в той или иной ситуации, — объясняет Евгения Томашевич. — Иногда на Юлю по телефону срываются, нервничают. Но мы же понимаем, что люди раздражены просто от беспомощности, от страха, от переживаний и непонимания, что им делать».

Весной «Солнечная птица» проводила обучение киперов — будущих опекунов птенцов диких птиц. Курсы, задуманные изначально для жителей Нижнего Тагила, неожиданно для организаторов стали известны по всей России. Занятия проводили онлайн: разбирали юридические аспекты помощи, изучали базовые навыки осмотра птиц и оказания им первой помощи. Предполагалось, что выпускники возьмут на себя часть работ, чтобы хотя бы частично разгрузить центры реабилитации. Но звонков и просьб о помощи все равно меньше не стало. Тогда было решено писать грант.

Планы на будущее

В августе идея «Солнечной птицы» победила в первом грантовом конкурсе экологических и природоохранных проектов Президентского фонда природы. Благодаря этому в Нижнем Тагиле скоро появится Дом друзей дикой природы — уникальное пространство, где будут спасать птиц и животных и одновременно помогать горожанам становиться экологически грамотными.

На территории центра уже возведен каркас будущего теплого помещения — грант направят на его внутреннюю отделку. Здесь будет две комнаты: стационар-карантин для подопечных центра и учебный класс, где можно будет комфортно чувствовать себя в любое время года.

«На самом деле это помещение не самоцель, а инструмент достижения нашего основного намерения — экопросвещения, — объясняют в своих соцсетях руководители центра. — Даже если спасти и выпустить в природу десяток птиц, это не восстановит урон, нанесенный природе человеком. Поэтому мы хотим действовать через него! Учить правильному взаимодействию с дикой природой прямо в черте города».

Пока просветительские мероприятия в основном проходят на выезде: Юлия приходит с презентациями в школы, библиотеки, детские дома, с детьми постарше — разговаривает, с детьми помладше — рисует. Но в центре уверены: ни одна фотография не заменит личного знакомства с птицами и животными, которым нужна помощь.

В планах «Солнечной птицы» — дни открытых вольеров, профориентационные мастер-классы для школьников, очные и онлайн-курсы по уходу за птицами и зверями. Также руководительницы центра надеются привлечь новых волонтеров и увеличить команду хотя бы до 10 постоянных участников.

«Мы обязаны сохранить этот огонечек, эту любовь и человечность, умение стремиться к знаниям и развитию. Сохранить этот мир в таком виде, в каком он достался нам, потому что нашим детям, внукам, правнукам здесь еще жить. Возможно, кто-то из них продолжит наше дело — это будет успех. Один может изменить многое. Ради этого мы всем и занимаемся», — заключает Юлия.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо