Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство, которое проявляется в детстве. Его симптомы многогранны: от классической «триады» – невнимательности, гиперактивности и импульсивности – до трудностей с управлением эмоциями и прокрастинацией.
В обществе о СДВГ часто говорят полярно: либо как о несуществующей проблеме, которой оправдывают нежелание стараться, либо, наоборот, начинают видеть его симптомы у каждого второго.
АСИ обратилось к Антону Заболотько, психологу и основателю проекта «Тебе станет легче!», с просьбой развеять популярные мифы о синдроме дефицита внимания и гиперактивности и объяснить: где заканчивается вымысел и начинаются факты.
Миф № 1. СДВГ – это не настоящее заболевание, а просто лень или плохое воспитание.
Один из самых популярных мифов состоит в том, что такой болезни не существует. А особенности поведения объясняются просто ленью или недостатком дисциплины и воспитания. Но это в корне неверно.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это реальное комплексное нейропсихиатрическое расстройство. Оно имеет как неврологическую, так и психиатрическую составляющие, связанные с нарушением развития мозга и поведения. Подтверждает это сама наука:
- неврологическая основа: исследования показывают структурные и функциональные различия в мозге людей с СДВГ;
- генетический компонент: СДВГ имеет наследственность около 70-80%;
- доказанные биологические маркеры: включают различия в активности нейромедиаторов (дофамина и норадреналина).
«Сравнение синдрома с ленью не только ошибочно, но и вредно, так как увековечивает стигму и чувство вины у людей с этим диагнозом, задерживает получение качественной диагностики и эффективного лечения, игнорирует реальные проблемы, с которыми сталкиваются люди с этим расстройством», – объясняет эксперт.
Миф№ 2. СДВГ может быть только у детей, потом человек вырастает, и все проходит.
СДВГ – это врожденное нейробиологическое состояние, обусловленное особенностями строения и функционирования мозга, особенности поведения не исчезают с возрастом. Человек не «перерастает» свой мозг.
«Многочисленные долгосрочные исследования показывают, что у около 50-70% людей, у которых в детстве был диагностирован СДВГ, симптомы сохраняются и во взрослом возрасте, существенно влияя на их жизнь», – рассказывает основатель фонда «Тебе станет легче!».
Ребенок с СДВГ может быть гиперактивным, невнимательным и импульсивным. С возрастом проявления этих симптомов меняются. Так, внешняя двигательная активность может перерасти во внутреннее чувство беспокойства, постоянную потребность в движении или даже желание заниматься экстремальными видами спорта.
Импульсивность в зрелом возрасте может выражаться как спонтанные, необдуманные решения, вспыльчивость, склонность к рискованному поведению. Неорганизованность и проблемы с вниманием часто не уменьшаются, а даже усугубляются из-за возрастания нагрузки и ответственности во взрослой жизни.
— Устаревшая информация. Раньше СДВГ действительно считался исключительно детским расстройством. Взрослых просто не диагностировали.
— Смена симптомов. Внешняя гиперактивность уходит, и со стороны кажется, что человек «успокоился». А внутренние проблемы часто списывают на лень, плохой характер или депрессию.
— Стигма и непонимание. Многие взрослые с недиагностированным СДВГ годами живут с чувством стыда и собственной несостоятельности, не подозревая о причине своих трудностей.
Проблема мифа не только в том, что он живуч – он опасен. Из-за представлений о «детской болезни» люди не обращаются к специалистам и многие годы живут с чувством вины, тревожностью, проблемами в самореализации и другими сложностями.
Миф № 3. СДВГ бывает только у мальчиков.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у людей любого пола. Хотя мальчикам действительно ставят этот диагноз чаще – примерно в два-три раза, но у девочек и женщин также диагностируют СДВГ. Просто у них расстройство часто проявляется иначе.
«У мальчиков чаще доминирует гиперактивно-импульсивный тип СДВГ. Их симптомы более заметные и нарушающие порядок: они не могут сидеть на месте, выкрикивают ответы с места, импульсивны и часто попадают в опасные ситуации. Такое поведение привлекает внимание учителей и родителей, что быстрее “способствует диагностике”», – объясняет Антон Заболотько.
У девочек чаще встречается невнимательный тип СДВГ – СДВГ без гиперактивности. Их симптомы более внутренние и менее заметны для окружающих: они могут «витать в облаках», легко отвлекаться, быть забывчивыми или тревожными, казаться медлительными и ленивыми. Девочку с невнимательным типом СДВГ могут описать как «рассеянную», «ленивую» или «не очень способную», но не как «гиперактивную проблему», поэтому ее реже направляют к специалисту.

Из-за вышеперечисленных факторов девочкам часто ставят неверные диагнозы или не ставят никаких. Их симптомы могут быть ошибочно приняты за тревожное расстройство, депрессию или просто особенности характера.
Фото: Nathan Dumlao / Unsplash
Диагноз часто ставится гораздо позже, уже в подростковом возрасте или даже во взрослом возрасте, когда накопленные трудности в учебе, социальной жизни и самооценке становятся критическими.
«Это нейроразнообразие, которое не зависит от пола. Он бывает у мальчиков, девочек, мужчин и женщин. Разница заключается не в наличии расстройства, а в том, как оно проявляется и насколько своевременно распознается обществом и системой здравоохранения», – подчеркивает эксперт.
Миф № 4. Люди с СДВГ вообще не могут ни на чем сосредотачиваться.
Это один из самых распространенных и стойких мифов о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Но на самом деле люди с этим нарушением не испытывают проблем с концентрацией как таковой. Их проблема – в регуляции внимания. Это означает, что им сложно управлять своим вниманием.
Мозг людей с СДВГ испытывает сложности с:
- инициацией концентрации (трудно начать делать что-то неинтересное, например, домашнее задание или уборку);
- удержанием внимания (внимание легко переключается на более стимулирующие раздражители, даже если это просто шум за окном или собственная мысль);
- гибкостью внимания (трудно переключиться с одного вида деятельности на другой, особенно если первое было более интересным);
- устойчивостью к скуке (для поддержания концентрации нужна высокая степень интереса, новизны, вызова или срочности).
Уровень концентрации человека с СДВГ напрямую зависит от характеристик задачи: задачи, которые являются интересными, сложными, новыми, срочными или связаны с личным увлечением, вызывают высокую концентрацию. А вот рутинные, скучные, повторяющиеся дела и задачи, которые требуют длительных усилий без немедленного вознаграждения, могут вызывать низкую концентрацию.
Человек с СДВГ может испытывать гиперфокус — состояние интенсивной, глубокой концентрации на деятельности, которая человеку интересна, стимулирует его или кажется срочной. Проблема гиперфокуса в том, что его невозможно легко включить или выключить по желанию. Человек не может сосредоточиться на скучной лекции, но может на пять часов полностью погрузиться в интересующую его тему.
«Именно поэтому ребенок может часами играть в компьютерную игру, которая предоставляет постоянную обратную связь и стимуляцию, но не может 15 минут посидеть над домашним заданием», – объясняет основатель фонда «Тебе станет легче!».
Миф № 5. При СДВГ ребенок не сможет хорошо учиться и стать успешным в будущем.
СДВГ – это особенность работы мозга, а не показатель интеллекта. У детей с СДВГ часто нормальный или даже высокий интеллект. Проблема заключается не в способности понимать материал, а в трудностях с удержанием внимания, контролем импульсов или организацией своего времени, пространства и мыслей.
«Успех в учебе и жизни зависит от правильной поддержки, а не от отсутствия диагноза. Задача взрослых – не пытаться “переломить” ребенка, а помочь ему понять свои особенности, развить сильные стороны и научиться компенсировать трудности. Ключ к успеху – это не избавление от СДВГ, а выстраивание правильной системы поддержки», – говорит Антон Заболотько.
Обязательные элементы этой системы – информированные учителя и родители, подходящие методы обучения, эффективная терапия и, при необходимости, медикаментозная поддержка.
Более того, многие известные и успешные люди имели и имеют симптомы СДВГ. Например, Альберт Эйнштейн известен своей рассеянностью и нестандартным мышлением. А певец Джастин Тимберлейк открыто говорит о своем диагнозе СДВГ и ОКР.
Более того, хорошие оценки в школе – не единственный показатель успешности. Многие дети с СДВГ раскрываются в творчестве, спорте, хобби и других проявлениях. Гораздо больший вред наносят:
- непонимание и стигматизация: ярлыки «ленивый», «непослушный», «глупый»;
- отсутствие поддержки: без правильной помощи трудности накапливаются как снежный ком;
- вторичные проблемы: постоянные неудачи могут способствовать развитию тревожности, депрессии и потере мотивации.
Миф № 6. СДВГ – это результат современного образа жизни (клиповое мышление, компьютерные игры и т.д.).
Современные исследования показывают, что СДВГ – это нейробиологическое расстройство с сильным генетическим компонентом, а не «приобретенная привычка».
Наследуемость СДВГ оценивается в 70-80%. Это значит, что подавляющая часть риска развития синдрома обусловлена генетическими факторами. Кроме того, изменения фиксируются в работе мозга: у людей с этим диагнозом наблюдаются различия в структуре, объеме и активности ключевых областей мозга.
Этот миф развеивают и исторические свидетельства. Описания симптомов, похожих на СДВГ, встречаются в медицинской литературе задолго до появления компьютеров.
Например, в 1798 году шотландский врач сэр Александр Кричтон в своей книге описывал «болезнь внимания». Это состояние, при котором люди неспособны сохранять сосредоточенность, легко отвлекаются и проявляют постоянное психическое беспокойство.
Миф № 7. Лечение СДВГ вызывает привыкание к препаратам.
Это распространенное заблуждение, научные данные его опровергают. Эффективное лечение СДВГ включает полимодальный подход: когнитивно-поведенческую терапию, образовательную поддержку и, при необходимости, медикаментозное лечение.

Правильно подобранная медикаментозная терапия под контролем врача не ведет к зависимости. Исследования показывают, что лечение, наоборот, снижает риск развития зависимостей в будущем. А вот люди с нелеченным СДВГ могут чаще прибегать к саморегуляции с помощью психоактивных веществ.
Фото: amjd rdwan / Unsplash
«Лечение СДВГ – это комплексный подход, включающий не только медикаменты, но и поведенческую терапию, что в совокупности помогает человеку адаптироваться и снижает потребность в нездоровых способах поведения и реакций», – подчеркивает эксперт.
При этом важно помнить: любое лечение должно назначаться и контролироваться квалифицированным специалистом.
— Общественная организация родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности «Импульс». Организация занимается информационной поддержкой семей детей с СДВГ и другими проблемами обучения и поведения, а также ведет просветительскую деятельность;
— Фонд «Обнаженные сердца» выпустил подкаст про СДВГ, в котором эксперты обсуждают причины возникновения, диагностику, методы лечения и личный опыт людей с СДВГ.
— Пермская краевая общественная организация защиты прав детей-инвалидов и их семей «Счастье жить» проводит бесплатные консультации для родителей детей с аутизмом, СДВГ и поведенческими нарушениями.
— Севастопольская региональная общественная организация многодетных семей «Нас много» выпустила ролик о СДВГ. В нем объясняется, кто такие дети с СДВГ, что они чувствуют и как реагирует на них общество, а также как им помочь.
Материал подготовлен по проекту «Проводники социальных изменений», который реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.