«Спасти самых маленьких» — один из ключевых проектов Фонда защитников природы. Программа посвящена заботе о видах маленького размера — крапчатых сусликах и русской выхухоли, которые вымирают не только из-за загрязнения окружающей среды, но и от шума. Между тем от сохранения этих популяций зависит выживание других, крупных видов животных.
Заповедные люди и династия «Защитников природы»
Есть среди причастных к охране природы такая категория — заповедные люди. Это биологи, охотоведы и другие специалисты, которые бывают в долгосрочных экспедициях на заповедных территориях и возвращаются в города, только чтобы обработать данные в лаборатории. Часто заповедные люди специализируются на изучении определенных видов — животный мир разнообразен, и нормально, что специалист по журавлям совершенно не разбирается в тиграх.
Работа в заповедниках — это много практики. Обход территории, расстановка фотоловушек, изучение следов. В итоге заповедный человек досконально знает свою территорию и ее обитателей, а также их жизнь в любое время года.
А еще работа на особо охраняемых природных территориях — это долго. Исчезнуть какой-то биологический вид может быстро, а вот на восстановление популяции уходят годы. И все эти годы нужно продолжать работу: ездить в экспедиции, выбивать на них деньги, добывать оборудование и состыковывать логистику.
Еще один термин, который придумали для обозначения таких людей, — «Защитники природы». Именно так, с большой буквы.
«Практика показывает, что многие природоохранные проекты держатся на конкретных людях, — рассказывает сотрудник Фонда защитников природы Анастасия Мирсанова. — Глупо отрицать системную работу экологических институтов, но есть и отдельные специалисты, которые годами развивают определенные темы, знают болевые точки. Поэтому если помочь конкретно им, очень часто сдвигаются целые пласты природоохранной деятельности».
Собственно, нынешний директор Фонда защитников природы Петр Шпиленок — сам из заповедных людей. Причем Шпиленки — это династия. Петр Шпиленок не только был директором Кроноцкого заповедника, он — сын фотографа-натуралиста, создателя заповедника «Брянский лес» Игоря Шпиленка и брат Тихона Шпиленка, который возглавлял Кроноцкий заповедник с 2009 по 2016 год. Дяди Петра снимают о природе фильмы и фотоочерки, а дедушка был старейшим сотрудником заповедника «Брянский лес».
Почему надо заботиться о маленьких животных
«Когда речь идет о восстановлении численности видов, особенно заходят прессе, бизнесу и в целом обществу крупные виды, — говорит Анастасия Мирсанова. — Ну классно же помогать амурскому тигру! Он большой, яркий, он стал символом целого региона. Классно помогать европейскому зубру или сайгаку — один мощный, другой быстрый. Оба — своеобразные животные-символы, круто смотрятся на фотографиях».


Еще у таких крупных видов большие ареалы обитания. Поэтому когда наводят порядок на родине тигров, лучше становится и другим видам.
Вот только в природе все построено ровно наоборот: пищевые цепочки крупных видов зависят от мелких. Это значит, что если стало меньше мышей или сусликов — стало хуже жить хищным птицам, барсукам, лисам. Меньше лис — меньше волков. Да и тигры с леопардами, надо сказать, в бескормицу барсуками не брезгуют. А как только становится меньше пищи и меньше ее выбор, крупные животные слабеют, могут даже развиваться эпизоотии — звериные эпидемии. Поэтому один из вариантов заботы о больших тиграх — защищать маленьких мышей.
Как фургон сусликов из Липецка в Брянск уехал
Идею спасать крапчатых сусликов фонду подсказал биолог Сергей Сапельников. Выяснилось, что этим симпатичным родственникам белки, которые раньше чуть ли не повсеместно обитали в лесостепи от Дуная до Волги, сегодня в европейской части России живется очень несладко.

Дело в том, что суслики ведут полуподземный образ жизни, причем около восьми месяцев в году они спят. Соответственно для обитания им нужна территория, где нет никакого шума. Такая, чтобы там не строили, не ездили на машинах и не вели хозяйственные работы. Начинаешь копать, заколачивать сваи, шумно косить траву — и суслики просто уходят.
Вдобавок в советские времена сусликов, которые в числе прочего могут подъедать колосья на полях, объявили злостными сельскохозяйственными вредителями. При этом урон, который суслики якобы наносят урожаю, преувеличили многократно.
В итоге в 2024 году крапчатого суслика Международный союз охраны природы признал видом, находящимся на грани полного уничтожения. А на всем некогда огромном ареале сусликов в России Сергей Сапельников смог обнаружить (кроме искусственно созданной полувольной группировки в Воронинском заповеднике) одну-единственную колонию. Да и та обитала в Липецке на кладбище. Причем липецкие жители были страшно недовольны сусликами, которые бегают по могилам. Суслики же, вероятно, были недовольны жителями, которые периодически копали ямы и разрушали искусно построенную сеть подземных нор.







Эта колония, очевидно, находилась под угрозой, и тогда биологи решили создать резервную. Сотню сусликов Сергей Сапельников с Игорем Шпиленком весной 2025 года отловили лично и перевезли в окрестности заповедника «Брянский лес». Там нашлось место на окраине заброшенной деревни Чухраи, идеально подошедшее для заселения грызунов.
Все лето ученые изучали сусличью жизнь: насколько животным комфортно на новом месте, смогут ли они размножаться. В процессе поняли: для того чтобы создать оптимальный для зверьков низкий травостой, нужно снова пасти на этих лугах скот и косить траву. Игорь Шпиленок и пришедшие на помощь волонтеры все лето косили луга косами-литовками — без лишнего шума, а козы и лошади, которых держит Шпиленок, помогали.
С августа суслики из новой колонии уже спят. Это уже не сотня переселенных животных — летом родилось несколько десятков малышей, так что на будущий год сусличье население может составить 130–150 особей. Теперь ученые ищут место еще для одной колонии, чтобы животным было не тесно.










Кстати, переезд из Липецкой области в Брянскую суслики восприняли более чем философски. Оказавшись в закрытом трейлере Игоря Шпиленка, они просто решили, что наступила ночь. И мирно проспали всю дорогу.
Застенчивая русская выхухоль
Другая трагическая история привела почти к полному уничтожению русской выхухоли. Этот зверек, похожий на помесь ондатры и большого улыбающегося крота, водится только в России.

К несчастью, у выхухоли качественный мех, поэтому до начала XX века она считалась животным промысловым. Парфюмерную промышленность до некоторого времени интересовала способность выхухоли вырабатывать мускус. А когда мускус наконец научились синтезировать искусственно, добили вид тот же шум и повсеместное ухудшение экологической обстановки.
Выхухоль — животное полуводное, но обитает только в чистых водоемах, никаких сбросов химии или канализационных стоков оно не переносит. Для выхухоли подходят небольшие речки, старицы, болотца, которые в современном мире часто пересыхают или исчезают под напором хозяйственной деятельности человека.
А еще у выхухоли есть неприятная особенность — она очень неустойчива к стрессу. Увидеть выхухоль, открыто передвигающуюся по воде, — большая удача для исследователя. Чаще всего эти животные прячутся в норах или ходят под водой по траншеям, протоптанным в дне.



Долгое время считалось, что выхухоль в принципе не может жить в неволе. Сейчас ученые смягчили это мнение до того, что выхухоль однозначно не может в неволе размножаться.
Смерть от шума
В жизни Марины Рутовской, исследовательницы из Окского заповедника, которая много лет изучает животное и не теряет надежды помочь восстановлению его популяции, был случай, когда выхухоль погибла просто после того, как Марина неосторожно взяла ее. В другой раз пришлось что-то посверлить в подвале помещения, где жила пара выхухолей, и они были настолько напуганы громкими звуками, что заболели и вскоре умерли.
Между тем выхухоль чистит водоемы, в которых живет, поскольку питается водорослями, рачками и моллюсками. В свою очередь, выхухолью лакомятся щуки и сомы, а также водные хищные птицы — от коршунов до сов.
В те редкие моменты, когда неуклюжая на суше выхухоль выходит на берег, ею питаются выдры, лисы и горностаи. То есть чистый пруд, полный рыбы, и богатый животными и птицами лес без выхухоли оказываются неполными.
Фото предоставлено Фондом защитников природы

Пока первая задача, которую пытаются решить ученые, — посчитать приблизительное количество особей выхухоли, которая островками обитает в Окском заповеднике, в Брянске и Чувашии. Сделать это непросто.
Сейчас Фонд защитников природы поддерживает проекты, которые биологи-исследователи ведут в разных регионах России. Помимо работ в заповеднике «Брянский лес», в ближайших планах — определение численности садовой сони в Финском заливе. Когда-то это животное было распространено по всей Европе (и даже стало сказочным героем «Приключений Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла). Сейчас колонию садовой сони чудом нашли на острове Большой Тютерс. Еще один возможный кандидат на попадание в проект фонда «Спасти самых маленьких» — краснокнижная и тоже близкая к исчезновению черепаха Никольского, живущая на юге.