Они забирают нереализованную еду из магазинов и кафе и передают тем, кому она действительно нужна – людям в трудной ситуации.
Волонтерский проект по спасению еды появился в Москве в 2015 году. Его создательница Анна Успенская узнала об уже существовавшей за рубежом практике и решила попробовать внедрить ее в России. «Инициативная группа ходила по малым предпринимателям, рассказывала, что можно по-другому обращаться с едой, и те, кому было не все равно, включались в это сотрудничество», – рассказывает Александра Кумпан, исполнительный директор АНО «Фудшеринг».
Некоммерческая организация как продолжение этой инициативы, дающее больше возможностей для развития, была зарегистрирована в 2021 году. Но по-прежнему основа проекта – это волонтеры.
Розничный фудшеринг: как он устроен
Ежедневно в кафе и магазинах остаются излишки продуктов, срок годности которых подходит к концу, но их, скорее всего, уже не продадут. Покупатели в пекарне каждый день ждут свежую выпечку, на прилавках они в первую очередь выбирают фрукты и овощи без видимых изъянов, а на полках холодильников – товары, срок годности которых дольше. Все нераспроданное и при этом все еще сохраняющее свои качества придется списать и утилизировать.
Если у торгового предприятия есть договор с АНО «Фудшеринг», сотрудники могут сообщить об излишках, и их заберут волонтеры. За каждой точкой закреплен свой волонтер или целая команда. Они проверяют пригодность продуктов для употребления, подписывают акт о приемке, а затем доставляют еду подопечным, которые в ней нуждаются.
Договоренности с торговыми точками и координация – это ответственность организации. В ней отслеживают, чтобы, если в каком-то магазине образовался большой объем продуктов, в этот день там оказалось достаточное количество волонтеров. А если вдруг волонтер остался один на один, например, с двумя ящиками бананов и не знает, что делать, он всегда может связаться с куратором, который поможет решить вопрос.

Благополучателей волонтеры могут находить сами или, если в их окружении таких нет, их также подберет организация. В среднем каждый волонтер помогает трем-пяти семьям, живущим неподалеку. Кроме того, какую-то часть продуктов он может оставить себе.
«Распределение продуктов остается на усмотрение волонтера, он сам выбирает, кому помогать, – говорит Александра Кумпан. – Но мы этот момент фиксируем. Есть акт не только на прием продуктов, но и на передачу. Мы видим фамилию получателя, его телефон, социальный статус, а потом мы можем выборочно позвонить, чтобы убедиться, что еду действительно передали».
В процессе важно, чтобы волонтер действовал оперативно, так как еда может потерять свои качества.
«Для нас идеальный формат сотрудничества с волонтерами – это, например, когда человек спустился в магазин в своем или соседнем доме, забрал то, что ему отдают, и быстро распределил».
Портрет фудшерингового волонтера
Средний возраст волонтеров проекта – 45-47 лет. «Это уже стабильные люди со сложившимися ценностями, которым оказались близки наши идеи», – отмечают в АНО «Фудшеринг».
В первую очередь, к проекту присоединяются люди, интересующиеся экологической повесткой. Они стараются разделять отходы, использовать многоразовые вещи в быту, для них важно бережное отношение к планете. Некоторые из них волонтерят также в других проектах, направленных на сбережение ресурсов (движение «Раздельный сбор», фонд «Второе дыхание»).
«Есть люди, которым важен социальный эффект, – рассказывает Александра Кумпан. – Они и до этого сами покупали продукты, например, для своей соседки-пенсионерки, а теперь могут получать их бесплатно. Есть те, кому важно, что можно брать в том числе для себя и для своей семьи. Так у нас много волонтеров из многодетных семей, и само это сообщество очень активное в целом, они делятся друг с другом едой и вещами».
Для кого-то фудшеринг – это способ социализации, возможность пообщаться, познакомиться с соседями. Он способствует созданию местных сообществ. «А еще одна из необычных причин, о которой нам говорят участники, – это выполнение нормы по шагам. То есть фудшеринг для людей, которые работают удаленно, или для пенсионеров это еще и повод куда-то выйти».
Сложности проекта и самые спелые авокадо
«Волонтерство в фудшеринге – не самое легкое», – признается Александра Кумпан.
Во-первых, в нем нужна стабильность. Нужно регулярно хотя бы раз в неделю забирать и распределять продукты. Сложно бывает летом, когда многие волонтеры в отпуске и на дачах, и на тех, кто остается в городе, приходится больше нагрузки.
Еще одна сложность, которая может возникнуть на этапе входа волонтера в проект, несовпадение его представлений о фудшеринге и реальной ситуации.
«Мы в первую очередь фокусируемся на экологических аспектах. Нам важно, чтобы продукты были съедены, а не гнили на свалке, увеличивая углеродный след. А человек думает, что это благотворительность», – поясняет Александра Кумпан.

«Он рассчитывает, что ему выдадут разные продукты из ассортимента магазина. Но фудшеринг – это непредсказуемость. Объемы и продукты могут быть разные. Сегодня отдали картошку, завтра – апельсины, послезавтра – персики».
Фото: Freepik.com
Кто-то быстро понимает, что такой вариант волонтерства не для него. А у кого-то, наоборот, это вызывает азарт: «Волонтер не всегда знает, что ему передадут сегодня, а когда приходит, ему надо придумать, куда это теперь деть».
Благополучателям не выдают набор продуктов на неделю, но зато они могут получить то, что было для них недоступно.
«Мы часто слышим, что благодаря фудшерингу кто-то попробовал, например, зерновой хлеб вместо самого простого, манго или другие экзотические продукты, – рассказывают в проекте. – И смеемся, что именно в фудшеринг попадают самые спелые авокадо – мягкие и хорошие».
Развитие, сокращение излишков и конкуренция
Сейчас около 500 постоянных волонтеров «Фудшеринга» ежемесячно спасают 60 тонн еды, сокращая углеродный след на 179 тонн CO₂-экв. Сегодня проект работает не только в Москве, но и в Мурманске, где удалось включить в него всю сеть магазинов «Пятерочка». Организация работает и с частниками, и с крупными компаниями, а благополучателей находит в том числе через фонды и другие благотворительные проекты.
«Если бы мы занимались благотворительностью, то, наверное, нас бы расстраивало, когда партнер все распродал и ничего не осталось для фудшеринга, – рассуждает Александра Кумпан. – А для нас это нормальная ситуация: значит, бизнес хорошо отработал и наша помощь не требуется. Мы рады, что сотрудничая с нами, компании начинают лучше оценивать свой товарооборот. Например, у нас есть партнер, который в два раза сократил объемы закупок. И хоть теперь меньше доходит до нас, мы рады, потому что это классный эффект!»
Волонтеры не боятся потерять партнеров, остаться без продуктов, конкуренции с другими фудшеринговыми проектами – как благотворительными (например, Банком еды «Русь»), так и просто народными инициативами: «Масштаб проблемы сейчас такой, что две, три, десять организаций не решат ее на 100%. Работы тут всем хватает».
Чтобы стать участником волонтерской команды АНО «Фудшеринг», нужно изучить правила проекта и сдать тест. Кандидата, который пройдет тест успешно, добавят в базу и пригласят, если рядом с ним уже есть или появится новая торговая точка партнера.


