Текст подготовлен по следам лекции «Новые законы и актуальная практика, влияющие на работу НКО и медиа в 2025 году», которая прошла на площадке конференции Агентства социальной информации «Медиа/НКО}профи». В нюансы законодательства гостей лекции посвящала медиаюрист Светлана Кузеванова.
Реклама и информирование. Как НКО рассказывать о себе и не нарушать закон
Регулирование рекламы в интернете за последние годы сильно изменилось. Одно из главных нововведений – теперь такая реклама подлежит обязательной маркировке.
С 1 сентября 2022 года в ФЗ «О рекламе» были внесены соответствующие поправки, а уже через год, 1 сентября 2023 года, они заработали в полную силу. В этом году, с 1 апреля, в России действует новый обязательный платеж – сбор с доходов от интернет-рекламы.
В этом вопросе главный вызов для некоммерческих организаций – научиться отличать информирование от рекламы, чтобы избежать сложностей с маркировкой.
Реклама или не реклама
Основной принцип, который позволяет НКО и другим организациям свободно рассказывать о себе, – это информирование о собственной деятельности на своих же ресурсах. Например, на сайте или в социальных сетях.
Под информированием понимаются справочно-информационные материалы, новости, аналитическая информация, экспертное мнение, обзоры рынка товаров и услуг, объявления о работе и вакансиях, логотипы партнеров, информация о своих товарах (на своих ресурсах) и пользовательский отзыв.
На своих площадках можно:
- рассказывать о своих проектах, мероприятиях и акциях;
- продавать мерч, указывая цены и публикуя ссылки для покупки;
- анонсировать партнерские мероприятия, если НКО принимает в них непосредственное участие;
- проводить конкурсы и розыгрыши, даже если призы предоставлены сторонней организацией;
- главное – не смещать фокус на «чрезмерное восхваление» партнера и его услуг.
При этом информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару или его выделение среди однородных товаров (например, с помощью всплывающего баннера), будет считаться рекламой.
Помимо этого, рекламой будет считаться размещение информации о проектах НКО на сторонних площадках (например, в городских пабликах или у блогеров). А также публикация чужого розыгрыша на ресурсах организации и наоборот.
Важно! Теперь статистика подается только год с момента публикации рекламы. Это правило не работает в случае рекламы в составе авторских произведений в формате видеороликов.
А что с социальной рекламой?
С 1 марта введена обязательная маркировка для социальной рекламы в интернете. Главная сложность заключается в том, что четкого определения социальной рекламы до сих пор нет. Как и юридической практики в этой области.
Основной критерий, которым руководствуется Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — «направленность рекламы на изменение поведенческой модели общества и достижение общественно-полезных целей».
Категории, подходящие под определение «социальной рекламы»:
- охрана окружающей среды и защиты животных;
- повышение правовой и финансовой грамотности населения;
- повышение уровня безопасности дорожного движения;
- пропаганда здорового образа жизни;
- поддержка культуры, спорта, образования;
- поддержка благотворительной деятельности и т.д.
Важно! Иногда ФАС относит к социальной рекламе и сборы средств на лечение. Это решение вызывает вопросы у юристов. И все же это, скорее, редкость – в большинстве случаев информирование о социальных проектах или сбор пожертвований на уставную деятельность НКО не будет считаться социальной рекламой. А значит и маркировать ее не нужно.
Публиковать рекламу можно везде?
Нет, не везде. С 1 сентября 2025 года вступил в силу запрет на размещение рекламы на ресурсах, признанных в РФ экстремистскими, а также на любых заблокированных сайтах. Причем неважно, по какой причине был заблокирован сайт. Исключений нет.
Важно! Это не означает, что на этих платформах нельзя рассказывать о своей деятельности. Информирование о себе, своих проектах и сборах по-прежнему допустимо.
Рекламный сбор 3%
С 1 апреля 2025 года в России появился новый сбор в размере 3% от квартального дохода за интернет-рекламу. Платить его должны рекламораспространители, операторы рекламных систем, агенты и посредники.
Финальную сумму сбора рассчитывает не бухгалтер, а Роскомнадзор. Эта сумма будет автоматически показана в личном кабинете в ЕРИР.


Персональные данные. Новые штрафы и что нужно сделать прямо сейчас
В мае 2025 года также увеличили штрафы за нарушения в работе с персональными данными.
Например, за неподачу уведомления об обработке персональных данных в Роскомнадзор штраф для юридических лиц теперь составляет от 100 до 300 тыс. рублей. Тогда как раньше он не превышал 5 тыс. рублей.
При этом оператором персональных данных может быть любая организация (включая некоммерческую), ИП или самозанятый, которые обрабатывают данные физических лиц.
Если НКО собирает, хранит и обрабатывает персональные данные сотрудников, волонтеров, подопечных, жертвователей, а также посетителей сайта (сбор cookie, формы обратной связи), то она – оператор персональных данных. А значит должна быть зарегистрирована в соответствующем реестре.
Практический алгоритм действий для НКО
- Провести аудит сайта.
НКО необходимо убедиться, что:
- Под каждой формой сбора данных (пожертвование, подписка на рассылку) есть чек-бокс с активной ссылкой на политику конфиденциальности и фразой о согласии на обработку данных. Галочка в чек-боксе не должна быть проставлена по умолчанию.
- На сайте есть всплывающее уведомление о сборе файлов cookie, информирующее, какие метрические системы используются (например, «Яндекс.Метрика»).
- Политика конфиденциальности организации актуальна и описывает реальные процессы обработки данных в НКО, а не является скачанным из интернета шаблоном.
- Базы данных сайта физически находятся на серверах в России.
- Подать уведомление в Роскомнадзор.
Если НКО не состоит в реестре операторов персональных данных (хотя обрабатывает их), это необходимо сделать. Подать уведомление можно в электронной форме на сайте Роскомнадзора или через Госуслуги.
Важно! Если НКО подавала уведомление до 2023 года, его необходимо обновить. С тех пор форма изменилась.
- Подготовить пакет внутренних документов. Это самый сложный этап, который включает разработку положений, приказов и инструкций, регулирующих обработку и защиту персональных данных внутри организации.

Другие важные законодательные изменения
- Запрет на рекламу VPN
С 1 сентября 2025 года также ввели административную ответственность за рекламу и популяризацию сервисов для обхода блокировок. Штрафы для граждан могут достигать 80 тыс. рублей. А для юридических лиц – доходить до 500 тыс. рублей.
Также Роскомнадзор получил право ограничивать доступ к сайтам, которые содержат информацию о способах обхода блокировок, рекламируют VPN или побуждают к использованию таких сервисов.
- Запрет умышленного поиска экстремистских материалов в сети
С 1 сентября 2025 года гражданам РФ запрещается умышленно искать в интернете экстремистские материалы. И получать доступ к ним, в том числе при помощи VPN.
К экстремистским материалам относятся материалы из реестра Минюста, в котором на сегодняшний день насчитывается около 5,5 тыс. песен, книг, статей, журналов, листовок, стихов и другой контент.
Материал подготовлен по проекту «Проводники социальных изменений», который реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

 
                 
                 
                 
        
     
        
    