Основные положения инициативы, предложенной в середине октября 2025 года Яной Лантратовой, председателем комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, включают:
- разработку нормативов и создание реестра организаций для социально-трудовой адаптации;
- ужесточение наказания за эксплуатацию труда бездомных;
- развитие региональных программ помощи с участием бизнеса и их грантовую поддержку;
- формирование межведомственной рабочей группы для комплексного решения проблемы.
Инициатива вызвала неоднозначную реакцию и ряд критических замечаний со стороны ведущих экспертов и организаций, занимающихся помощью бездомным людям.
«Ночлежка» — о неполноте картины
Игорь Карлинский, консультант по правовым вопросам МБОО «Ночлежка», выразил серьезные опасения относительно предложенных мер.
Он подчеркивает, что инициатива чрезмерно сфокусирована на социально-трудовой адаптации и практически не затрагивает вопросы реабилитации и профилактики бездомности. По словам Карлинского, трудовая адаптация — это лишь один из элементов помощи, который неприменим для всех бездомных людей в силу их возраста или группы здоровья.
«[Предложение не содержит] ни слова про необходимость внесения в законодательство изменений, направленных на создание недискриминационных условий реализации бездомными прав и свобод, в том числе в сфере занятости. Бездомные люди и по новому Федеральному закону от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ “О занятости населения в Российской Федерации” не могут быть признаны безработными и, как следствие, получать предусмотренные для безработных меры социальной поддержки. И как они без таких изменений собираются заниматься той же трудовой адаптацией?» — говорит эксперт.
По мнению Карлинского, без таких системных изменений эффективная трудовая адаптация едва ли возможна, а проблема бездомности будет лишь купироваться, но не решаться по существу.
«Дом друзей» — о том, что не так с основными положениями инициативы
Лана Журкина, директор центра «Дом друзей», поддерживает идею создания системы помощи, но акцентирует внимание на ее содержании.
«Просто накормить, одеть или помыть — это удовлетворение первичных потребностей, которое практически не приводит к выходу из бездомности. Вопрос в том, что именно понимается под системой», — комментирует Журкина.
Она настаивает на том, что социально-трудовая реабилитация должна быть неразрывно связана с психологической и физической реабилитацией, а также с адаптацией человека к новому этапу жизни.
Ключевой проблемой, по мнению Журкиной, является отсутствие четко определенного юридического статуса бездомного человека. Это не позволяет применять единый подход к решению проблемы, поскольку причины бездомности крайне разнообразны.
Кроме этого, директор «Дома друзей» согласна с тем, что предложение чрезмерно акцентирует внимание на трудовой адаптации, игнорируя профилактику бездомности, хотя именно превентивные меры могут реально сократить число бездомных людей.
Мнения касательно признания бездомных людей безработными у экспертов разделились. Так, например, Журкина опасается, что возможность получения статуса «безработный» негативно скажется на жизни бездомных людей.
«Я против того, чтобы бездомные получали пособие по безработице. Это может создать негативный прецедент, ”заякорив” людей в бездомности, поскольку размер пособия не позволит арендовать жилье или полноценно питаться. Помогать нужно не пособием по безработице, а путем создания центров, где будет возможность временного проживания, реабилитации и трудовой адаптации», — говорит эксперт.
Относительно создания реестра организаций и ужесточения наказания за эксплуатацию труда — Журкина считает, что эти меры могут привести к уходу части НКО в серую зону и ужесточению требований к легальным игрокам, что в итоге оставит многих нуждающихся без помощи.
Для создания надежного реестра и привлечения организаций к государственному финансированию необходимо внести изменения в федеральное законодательство, упростить получение медицинских лицензий для НКО, проработать вопросы временной регистрации и обеспечить поддержку НКО, занимающихся проблемой бездомности.

Действительно эффективные меры поддержки
Среди наиболее эффективных, но недостаточно реализованных мер поддержки Журкина называет предоставление временного проживания с возможностью получения временной регистрации.
В России можно быстро восстановить документы и получить экстренную помощь, но при этом в стране отсутствует доступ к низкопороговым услугам, таким как безопасный ночлег в любом состоянии (в том числе алкогольном опьянении), первичная медицинская помощь, предоставление одежды. Это базовый минимум, который все же не выполняется.
А вот роскошный максимум (до которого тоже еще далеко) — это поддержка высокопороговых проектов, приютов и центров с постоянной работой специалистов: психологов, реабилитологов, социальных работников, юристов и других.
«Пока еще ни одна рабочая группа не добилась каких-то существенных изменений», — подытожила Журкина.

