Новости
Новости
10.12.2024
09.12.2024
18+
Статьи

Зачем бездомному психолог и чем он может помочь человеку на улице

Волонтеры-психологи два года работают с бездомными людьми в московской благотворительной организации «Ночлежка». Что это дает клиентам и волонтерам?

Фото: Марина Некрасова / АСИ

22 ноября в России отмечается День психолога. 30 лет назад, в 1994 году, в этот день состоялся учредительный съезд Российского психологического общества. Дата напоминает о значимости профессии и о том, что психологическая помощь должна быть доступна каждому.

В связи с расширением программ и растущим спросом клиентов на психологическую помощь благотворительная организация «Ночлежка» в Москве приглашает волонтеров-психологов.

«Ваши знакомые были в рабстве?» Жизненный опыт разный, проблемы те же

Игорь Сибиряков начинал с волонтерства на Ночном автобусе «Ночлежки»: «Я регистрировал клиентов, то есть общался фактически с каждым, кто обращался за помощью, — вспоминает он. — Да, всякое бывало, и конфликты тоже. Но с нами все вели себя достаточно душевно и открыто, и я понял, что стереотипы про бездомных — это стигмы, которые существуют в обществе, но на самом деле бездомные люди другие».

Как психолог он стал проводить индивидуальные консультации и группы для клиентов благотворительной организации. Постепенно при консультационной службе московской «Ночлежки» сформировалось целое психологическое подразделение. На данный момент это семь волонтеров. Все они имеют постоянную практику в других местах, а сюда приходят на несколько часов в неделю. И часто встречаются с совсем другим жизненным опытом.

«На одной из моих первых групповых встреч зашла речь о весне, — вспоминает Наталия Сибирякова, координатор волонтеров-психологов, — и одна девушка стала рассказывать, как правильно собирать березовый сок. Я тогда подумала, многие ли из нас, жителей города, используют этот навык, а для нее это, возможно, вопрос выживания. Другой клиент рассказывал, как ночевал в техническом помещении, где у него завелся ”питомец” — так он от одиночества и в полушутку называл мышонка, который там жил. Из ваших знакомых кто-то может рассказать, что был в работном доме или в рабстве? А здесь об этом могут говорить как о чем-то практически будничном…»

Здесь много тяжелого, травматичного опыта. И не всегда психолог может его понять до конца, но может дать возможность выговориться и быть услышанным, выразить и обозначить свои чувства и эмоции. А они такие же, как у любого другого клиента: тревога, страх, злость, обида, стыд, вина, боль…

Психолог работает с ними, а не с обстоятельствами, в которых оказался человек, но эта внутренняя работа может повлиять и на внешнюю ситуацию.

«На пути к дому нужна надежда». Кабинет психолога как место спокойствия, поддержки и жалоб на МФЦ

«Нет, это не про то, что если нет хлебаешь пирожные, а нет дома — иди к психологу, — говорит Евгения Косовцова, социальный работник московской ”Ночлежки”. — Чтобы закрывать базовые потребности, у нас есть бесплатное питание на Ночном автобусе, пункт обогрева, выдача одежды, прачечные, консультации юристов и социальных работников.

Психологическая помощь — это такая же часть комплексной работы, направленной на то, чтобы человек быстрее выбрался с улицы».

На улице люди оказываются по разным причинам — и по трагическому стечению обстоятельств, и в результате собственных действий или бездействия. И часто внимания требует внутреннее состояние, которое поспособствовало тому, что человек стал бездомным.

Одна из распространенных ситуаций: потерял работу, начались проблемы дома, привыкший к достаточно комфортной жизни человек в одночасье теряет и статус, и семью, что приводит к депрессии, и он ломается. «Мне кажется, никто не может быть уверен, что точно справится с тяжелой ситуаций, когда на тебя в один момент наваливается огромное количество трудностей. А если еще и некому помочь?..» — рассуждает соцработник.

Фото: АСИ

Еще одна частая проблема — трудности в общении, неумение выстраивать конструктивные и доверительные отношения и потеря социальных связей с родственниками, друзьями, знакомыми. Часто она предшествует бездомности, а когда человек оказывается на улице, связи рвутся окончательно.

«К сожалению, каждый человек однажды может стать бездомным. А дальше он сталкивается с отвержением в обществе, что сказывается на его ментальном здоровье, происходит десоциализация, — констатирует Евгения Косовцова. — Есть мнение, что на полное восстановление и ресоциализацию нужно в два раза больше времени, чем человек провел на улице».

Чаще волонтеры-психологи проводят группы и индивидуальные консультации для тех, кто уже включен в программы реабилитации «Ночлежки» — живет в приюте, справляется с алкогольной зависимостью, решает свои социально-бытовые вопросы. При этом встреча с психологом — это не обязательно глубинная работа. Иногда людям, отвыкшим от нормального общения, нужно просто поговорить.

«Бывало, я приходила на группу с настроем эффективно провести время, а участники приходили с желанием просто побыть в этом пространстве, — рассказывает Наталия Сибирякова. — По программе ресоциализации они заняты решением разных вопросов, у них мало свободного времени, а тут могут просто пообщаться или пожаловаться на бюрократию и поддержать друг друга, давая советы, как лучше вести себя в каком-то учреждении, что сказать, как отстоять свою позицию, потому что не все это умеют».

Запросы на психологическую помощь поступают и от приходящих клиентов, чьи жизненные обстоятельства пока не меняются.

«Встреча с психологом, где можешь выговориться, где чувствуешь себя в безопасности, — это сохранение социализации, это сдерживающий якорь, — говорит Евгения Косовцова. — Мы верим, что бездомность — это не навсегда. И психологическая поддержка позволяет человеку не отчаяться, не потерять надежду».

«Нужны специалисты, а не спасатели». Кому это подходит?

Чтобы самому волонтеру не потерять надежду, работая с тяжелыми случаями, он должен иметь достаточную практическую базу.

«Присоединиться к команде мы приглашаем опытных психологов, которые знают, как может функционировать человек в трудной жизненной ситуации, как это бывает при зависимостях, и умеет выстраивать взаимоотношения с клиентами, — рассказывает Наталия Сибирякова. — Это вряд ли подойдет новичкам, которые хотят поднабраться опыта на волонтерстве, прежде чем приступить к частной практике, или тем, кто хочет спасти мир. Иллюзии и неопытность могут привести к выгоранию и созависимости. Это только навредит и самому волонтеру, и клиенту, которому, наоборот, важно дать почувствовать авторство своей жизни».

Идти или не идти к психологу — выбор клиента. «Я никогда не скажу на консультации: “Вам надо к психологу!” — говорит Евгения Косовцова. — Человек сам решает, есть ли у него потребность. Я только сообщаю, что такая опция тоже есть».

Спрос на психологическую помощь растет сам по себе: люди приходят снова и снова, рассказывают о такой возможности другим.

«Увидеть, как меняется чья-то жизнь». Несколько примеров из практики

Волонтеру-психологу приходится решать разные задачи — от проработки травмы до помощи в профориентации. «И здесь действительно можно увидеть, как круто меняется чья-то жизнь и что у этой работы есть результат», — говорят в «Ночлежке».

«У нас была история, когда один молодой человек с помощью психолога понял, что хочет заниматься социально значимой работой, и мы помогаем ему найти именно такую занятость, — рассказывает Евегения Косовцова. — Другая клиентка пришла с фразой: ”Я больше не могу так жить, думала бросаться под поезд”. Из-за внешних обстоятельств она разлучилась со своей семьей, на этом фоне у нее случились серьезные проблемы со здоровьем, работой, в итоге она оказалась на улице. Сейчас она работает с психологом и восстанавливается».

«Ко мне пришел мужчина уже в возрасте, он разошелся с семьей и жил с тотальной обидой на жизнь и на людей, — рассказывает Игорь Сибиряков. — Он, может быть, где-то даже и сам понимал, что есть и его ответственность в том, что произошло. Но он никогда и нигде не делился тем, что сидит глубоко внутри. А это очень важно проговорить вслух в пространстве, где тебя не осудят, осознать и отпустить то, что очень сильно болит».

«У меня была клиентка, которая объясняла поступки людей вокруг исключительно своим поведением, и я помню, как округлились ее глаза, когда она вдруг поняла, что несет ответственность за себя, но не за других. Мне кажется, в этот момент у нее произошла определенная трансформация, — рассказывает Наталия Сибирякова. — А на встрече с другой клиенткой я употребила фразу ”вы можете себе это позволить”. А позже она призналась, что стала постоянно напоминать себе, что имеет право позаботиться о себе или уйти из ситуации, которая ей не нравится».

Оценить эффективность работы волонтеров-психологов с бездомными людьми сложно. Но важно понимать, что даже кратковременная психологическая поддержка помогает человеку находить внутренние ресурсы и точки опоры в конкретный сложный момент и не погружаться в беду еще глубже.

Как присоединиться?

Занятость волонтера-психолога — не более трех часов в неделю. Опытные участники всегда готовы подсказать и помочь, есть супервизии и интервизии. Помимо консультаций по запросам клиентов «Ночлежки», также нужны специалисты для психологической поддержки в проектах сопровождаемого трудоустройства и проживания.

Чтобы присоединиться в качестве волонтера-психолога, нужно связаться с Евгенией Косовцовой: ekosovtsova@homeless.ru.

Присоединиться к команде волонтеров «Ночлежки», выполняющих другие задачи, можно, заполнив анкету.




18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике