Новости
Новости
08.12.2025
05.12.2025
04.12.2025
18+
Статьи

«Навигатор в шторм»: почему каждому нужен наставник 

Институт наставничества в России перерастает формат обычного волонтерства. Теперь это системный инструмент, который помогает решать самые разные задачи: от социализации трудных подростков до карьерного старта в бизнесе и медицине.

Фото: Kenny Eliason / Unsplash

На форуме #МыВместе прошло ток-шоу «Живые истории, реальные результаты. Как наставник меняет будущее», где участники разобрали конкретные кейсы: как выстраивается доверие между поколениями и почему роль наставника становится критически важной в современном мире. Герои сессии рассказали свои реальные истории наставничества: какие методы действительно работают, с какими вызовами сталкиваются наставники и как измерить тот самый главный результат — измененную к лучшему жизнь подопечного. АСИ выделило несколько ключевых принципов, на которых держится эффективное наставничество.

Принцип 1. Наставник не заменяет родителя, он становится значимым взрослым

В подростковом возрасте, когда авторитет родителей часто подвергается сомнению, ребенку нужен внешний ориентир. Это доказала история проекта «Значимый взрослый» от Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых».

Педагог Анна Звездина стала наставником для девятиклассника Саши. В пятом классе это был замкнутый мальчик, который, по словам Анны, «носил в себе внутреннюю боль, как тяжелый рюкзак». Друзей не было, общение давалось с трудом, на уроках Саша баловался и не мог сконцентрироваться. Анна не стала давить, вместо этого нашла ниточку — интерес Саши к фотографии.

Постепенно Звездиной удалось найти подход к мальчику. Сашу сняли с профилактического учета, у него появилась цель — стать программистом, а главное, он сам стал помогать другим. Сейчас, когда его отец находится в зоне СВО, Саша активно участвует в волонтерских проектах, чувствуя свою причастность к общему делу.

Важность фигуры наставника подчеркнул председатель правления «Движения первых» Артур Орлов:

«Ни один детский коллектив не может гармонично развиваться без взрослого. Но этот взрослый — не надзиратель. Он — навигатор пути, пример и авторитет, который помогает найти точку опоры. Это не про количество, это про качество и про каждую измененную судьбу», — считает Орлов. 

Принцип 2. Доверие строится годами

В детском доме все общее, а наставник — свой. Так был представлен проект «Наставничество» фонда «Солнечный город», работающего с детьми из детских домов, у которых часто нарушено базовое доверие к миру. 

Адвокат Юрий Голубицкий и его подопечный Артем Ивлев вместе уже девять лет. Их путь не был простым. Артем признался, что в первый раз отказался от участия в проекте, потому что посчитал, что иметь наставника — это «не по-пацански», признак несамостоятельности. 

Однако Юрий смог сломать этот барьер — причем не нравоучениями, а ненавязчивым присутствием. Он позволял Артему совершать ошибки, но всегда был рядом, чтобы обсудить последствия. Сейчас Артем называет Юрия своей семьей.

Ректор Академии развития гражданского общества «Добрино», зампред совета Ассоциации Добро.рф Мария Афонина отметила, что для эффективного наставничества важны не столько дипломы, сколько доверие. 

А оно, в свою очередь, строится по простой формуле — ИНКО.

  • И — Искренность. Дети считывают фальшь мгновенно.
  • Н — Надежность. Проверяется только временем (важно, чтобы наставник не исчез при первых трудностях).
  • К — Компетентность. Способность дать совет.
  • О — Ориентация на другого. Наставник действует ради подопечного, а не ради самоутверждения.

Принцип 3. Задача ментора — расширить горизонт планирования

В проекте «Поколение» предприниматели берут подростков на сопровождение сроком на 10 лет. Миссия проекта — передать к 25 годам тот опыт, который старшее поколение получило только к 35.

Во всем, что касается карьеры и будущего, наставник должен работать как социальный лифт. Так, бизнес-наставник Юлия Хлуднева рассказала, что ее подопечный Михаил Брыксин изначально был крайне не уверен в себе. Его пробные ЕГЭ были на уровне 20–30 баллов, и он планировал поступать не в самый лучший вуз просто потому, что не верил в большее. 

Юлия провела работу не только с ним, но и с родителями. Она уверена, что получение легитимного разрешения влиять на жизнь их детей — это очень важно. В итоге Михаил выиграл грант на обучение в «Сколково» и теперь сам планирует стать наставником в будущем.

«Я правда изменился. И взаимоотношения с родителями тоже — я ощутил, что они меня поддерживают и любят. Благодаря наставникам появляются уверенность и силы добиваться большего, поступать в хорошие вузы», – говорит Михаил. 

Принцип 4. Эффект «равный — равному»

«Наставник должен быть намного старше» — это распространенный миф. Это доказал кейс из проекта «Школьный друг». 25-летняя Анна Пустовая стала наставником для 19-летнего Вячеслава.

Вячеслав пришел к волонтеру-репетитору по алгебре Анне в девятом классе. На тот момент, рассказывает Слава, он не знал даже дробей. В ходе обучения Анна заметила, что, не зная формул, ученик пытается решать квадратные уравнения аналитически — через логику. Тогда она и увидела в нем потенциал. 

Небольшая разница в возрасте позволила им выстроить отношения «старший товарищ — младший товарищ», а не «строгий учитель — ученик». В итоге Вячеслав не только научился делить дроби, но и почти сдал алгебру на пятерку на ОГЭ. 

По мнению Антона Серикова, генерального директора АНО «Центр знаний ”Машук”», возраст действительно не имеет значения. 

«Для 45% людей возраст и пол наставника не имеют значения. Более того, эффект бывает молниеносным, когда дистанция невелика. Молодой человек видит, что наставник буквально недавно сам прошел этот путь, преодолел те же страхи и говорит с ним на одном языке», — объяснил Сериков. 


«Желаю всем найти того самого человека, который станет вашим духовным учителем и вторым родителем. Того, кому вы сможете позвонить в час ночи и просто сказать спасибо за то, что он есть в вашей жизни», — пожелала участникам в конце сессии модератор сессии, радио- и телеведущая Светлана Зейналова.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо