18+
Серии

Передача денег нуждающимся и затыкание «дыр»: семь мифов о профессиональной благотворительности

Какова профессиональная благотворительность на самом деле и почему многие представления об НКО уже давно не соответствуют реальности. Разбирались с экспертом.

Фото: Лилия Гатауллина / АСИ

Материал подготовлен при участии Юлии Ходоровой, директора благотворительного фонда «Культура благотворительности», которая работает в секторе более 20 лет.

Миф № 1. НКО нужны, чтобы заниматься только благотворительностью и точечной помощью

Это представление об НКО появилось не просто так – адресная помощь нужна большинству людей, оказавшихся в критической ситуации. Это действительно важная часть работы, но в то же время – это верхушка айсберга.

«Многие НКО решают системные проблемы, которые невозможно устранить разовой помощью. Системная благотворительность – это не “дать подарок”, а построить мост между проблемой и решением, создать работающий механизм, вовлечь заинтересованные стороны», – поясняет Юлия Ходорова.

Для этого НКО разрабатывают специальные программы, обучают специалистов, выстраивают партнерство с разными сторонами, проводят оценку социальной эффективности. И наравне с этим занимаются фандрайзингом и просветительской деятельностью, чтобы о проблеме узнало как можно больше людей.

Например, крупные НКО в сфере сиротства (такие, как фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам») не возят подарки в детские дома. Вместо этого они развивают наставничество, поддерживают и обучают приемных родителей, занимаются социальной адаптацией. Их задача – не просто помочь здесь и сейчас, а сделать так, чтобы потребность в помощи со временем уменьшалась.

Миф № 2. Работа НКО – это раздача ресурсов тем, кому плохо

Одна из ключевых задач благотворительности – помочь тем, кто оказался в трудном положении. Не всегда человек попадает в такие ситуации из-за своих ошибок. Иногда причина этому – болезнь, потеря близкого, насилие, неблагополучное детство, отсутствие инфраструктуры в регионе.

«Благотворительность признает эту несправедливость и предлагает поддержку, которая помогает восстановить баланс. Благотворительность не устраняет неравенство полностью, но она помогает сгладить его последствия и дать тем, кому повезло меньше, возможность не застрять в уязвимом положении навсегда», – рассуждает Юлия Ходорова.

Но все же благотворительность не ограничивается только поддержкой людей в кризисе. Частные пожертвования, волонтерство и инициативы граждан создают пространство для экспериментов, инноваций и решений, которые позже могут масштабироваться.

Фото: Дима Жаров / АСИ

Так, при помощи НКО:

  • появляются новые социальные сервисы;
  • тестируются модели помощи, которых еще нет в государственных программах;
  • запускаются образовательные и культурные проекты;
  • развиваются локальные сообщества и инициативы «снизу».

Благотворительность позволяет пробовать, ошибаться, улучшать и находить эффективные решения быстрее, чем это возможно в больших системах. Например, благодаря фонду «Старость в радость» в России появилась и развивается система долговременного ухода, позволяющая улучшить жизнь тысяч пожилых и людей с инвалидностью.

Миф № 3. Фонды просто перекладывают деньги от одних людей к другим

«Фонды – это не банки. Такое представление упрощает работу некоммерческих организаций до уровня механической передачи средств и не учитывает главное: фонды не “перекладывают” деньги, они превращают ресурсы в решения социальных проблем», – развеивает очередной миф директор фонда «Культура благотворительности».

Безусловно, пожертвования – необходимая часть работы НКО. Но просто получить средства мало: задача каждой организации сделать так, чтобы каждый вложенный рубль приносил как можно больше пользы.

Чтобы работать результативно, НКО анализируют проблему и целевую аудиторию, разрабатывают программы помощи, выстраивают критерии отбора благополучателей, организуют закупки и логистику. А также привлекают и обучают специалистов, сопровождают людей в процессе изменений, оценивают результаты и социальное воздействие, обеспечивают прозрачность и отчетность.

Например, фонд «Подари жизнь» публикует адресные сборы, чтобы помочь тяжелобольным детям и молодым взрослым. Но чтобы помощь была по-настоящему полезной, в фонде есть несколько координаторов. Именно благодаря их работе удается найти индивидуальный подход в каждом конкретном случае.

«В благотворительности важно не просто передать деньги, а понять, что именно поможет человеку или сообществу выйти из трудной ситуации. Иногда это финансовая поддержка, иногда – консультация юриста, обучение, психологическая помощь, реабилитация или изменение условий среды», – подчеркивает Юлия Ходорова.

Миф № 4. Если НКО исчезнут, ничего не изменится – люди все равно будут помогать

Это правда: люди будут помогать друг другу, как было и раньше. Но индивидуальная помощь решает лишь единичные случаи и ограничена.

За последние десятилетия благодаря работе НКО появились инфраструктура, стандарты помощи, критерии качества и площадки для диалога с государством. Например, «Ночлежка» не просто выдает горячие обеды, но и выстраивает взаимодействие с государством в этой сфере. Если с первой задачей еще смогут справиться обычные люди, то для второй нужны профессионалы и экспертность.

«Можно ли представить медицинскую систему только на энтузиазме? Пожарную службу – на волонтерах-одиночках? Социальную поддержку – без специалистов? Фонды – это институционализация помощи, перевод добрых намерений в устойчивые программы, которые работают годами и помогают тысячам людей», – рассуждает эксперт.

Миф № 5. НКО – это про эмоции и эмпатию, но не про профессионализм

30 лет назад, когда некоммерческий сектор только зарождался, во многом его наполняли активисты. Но современная благотворительность – это в первую очередь профессиональный сектор. Все чаще сотрудники НКО — это компетентные специалисты: управленцы, аналитики, юристы, психологи, фандрайзеры, коммуникаторы, координаторы волонтеров.

Они ведут проекты, строят KPI, занимаются оценкой социального воздействия, готовят отчетность, работают с большими данными и решают множество других сложных и нетипичных задач.

Яркий пример – пермский фонд «Дедморозим»: его первыми сотрудниками были три волонтера. Сейчас в штат организации входит около 100 специалистов: от координаторов помощи семьям до координатора по внутренним коммуникациям.

Специалисты фонда «Дедморозим». Фото: Лилия Гатауллина / АСИ

«Но отличает наш сектор именно эмпатия и искренняя любовь к людям, готовность помочь. Среди сотрудников и руководителей НКО так много по настоящему искренних, неравнодушных и заботливых людей. Помощь людям мотивирует и вдохновляет нас на профессиональную работу», – уверена директор фонда «Культура благотворительности».

Миф № 6: НКО нужны только тогда, когда случилась беда

Юлия Ходорова уверена: этот миф рождается из привычки замечать помощь в момент кризиса. Когда происходит чрезвычайная ситуация, именно некоммерческие организации часто оказываются в фокусе внимания: срочные сборы, экстренные штабы, волонтеры, громкие кампании. Из-за этого появляется ложное ощущение, что НКО – это структуры «реакции», которые включаются только тогда, когда что-то пошло не так.

При этом основная работа НКО происходит до момента, когда общество сталкивается с бедой. И продолжается после того, как об этом перестают громко говорить.

Так, Российский Красный Крест выстраивает глобальные проекты, которые позволяют упросить оказание помощи в момент ЧС. Например, организация оснащает мобильные пункты помощи во всех федеральных округах России. Это будут выездные офисы, которые могут использоваться в самых разных случаях: природные катастрофы, аварии, социальные кризисы.

«Во многом работа НКО похожа на системы, которые мы перестаем замечать, когда они работают стабильно. Мы редко задумываемся о водоснабжении или электросетях – до тех пор, пока они не перестают функционировать», – говорит эксперт.

Так же и с некоммерческим сектором: его роль однозначно очевидна в кризис, но наибольшую ценность он приносит именно в режиме постоянства, когда поддержка встроена в жизнь сообществ и доступна заранее.

Миф № 7. Проверить, хорошо ли работает НКО, невозможно – все строится на доверии

«Сегодня сектор шагнул в эпоху данных и аналитики. Мы разрабатываем логические модели программ, собираем количественные и качественные метрики, проводим оценку социального воздействия, измеряем результат и изменение жизни подопечных», – говорит Юлия Ходорова.

Доказательные практики стали хорошим тоном в работе НКО. Оценка стала обязательным условием работы, она помогает понять, что работает, а что нет, куда идти дальше, какие решения масштабировать.

Например, фонд «Культура благотворительности» регулярно проводит исследования развития благотворительности и социальной проблематики. Эти данные позволяют понять, как меняются тренды в некоммерческом секторе и о чем нужно знать, чтобы работать эффективнее.

Кроме этого, НКО стремятся к максимальной прозрачности и открытости. Публикуют финансовую и нефинансовую отчетность, проходят независимый аудит, представляют успешные кейсы публично, делятся практиками работы, результатами программ, обучают новых специалистов.

Все эти заблуждения объединяет одно – представление о благотворительности как о сфере «добра», где главное – помочь другому любым способом. Но некоммерческие организации – это не набор разрозненных структур, а полноценная часть общественной системы. Именно в некоммерческом секторе рождаются новые социальные практики, формируются стандарты помощи и создаются механизмы ее оказания. Благодаря этому помощь не просто оказывается – она становится частью жизни благодаря своей системности и доступности.

Материал подготовлен по проекту «Проводники социальных изменений», который реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо