15 января 2026 года в Общественной палате РФ состоялась общественная экспертиза (нулевое чтение) проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях”».
Основные положения предлагаемого законопроекта
Инициатива направлена на то, чтобы узаконить размещение объектов федерального значения в ООПТ при отсутствии альтернативных вариантов. К ним авторы законопроекта относят «объекты государственного значения, имеющие существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации». Но делать это можно будет в исключительных случаях, на основании разрешения правительства.
Также законопроект предполагает разрешить на территориях заповедников, национальных парков, заказников и других ООПТ проведение мероприятий в интересах обороны и безопасности государства, а также охраны государственной границы. Для этого предлагается разрешить размещение объектов капитального строительства и сооружений на специально выделенных участках.
Кроме того, предлагается законодательно закрепить возможность исключения участков из состава заповедной территории в случае необратимой полной утраты особого природоохранного значения из-за ЧС природного происхождения.
Исключение должно происходить при условии, что такие земли или водные объекты необходимы для развития территории.

Евгений Марков, заместитель министра природных ресурсов и экологии России, подчеркнул, что законопроектом предусмотрена многоуровневая система принятия решений и защитные механизмы от необоснованных изменений границ ООПТ. В частности, подготовка решения об изменении границ ООПТ будет осуществляться на основании комплексного экологического обследования участков исключаемых территорий.
Планируется, что для ООПТ федерального значения в комиссию войдут депутаты Госдумы, сенаторы Федерального собрания Российской Федерации, представители правительства, администрации президента, ФСБ России. Состав комиссии для региональных ООПТ определяется в соответствии с законодательством субъекта РФ.
Новый закон противоречит предыдущим
Во время обсуждения в Общественной палате эксперты отметили, что законопроект недоработан: в нем есть юридические неточности, а также он не соответствует логике российского законодательства.
Михаил Крейдлин, специалист по особо охраняемым природным территориям в проекте «Земля касается каждого», подчеркнул: новый закон противоречит экологической доктрине РФ 2002 года и посланию президента Федеральному собранию 2019 года, в котором оговаривалось, что изъятие земель ООПТ запрещено.
«В случае принятия этого закона мы создадим юридический прецедент. Возникнут противоречия внутри действующего законодательства. Одни действующие законы будут противоречить другим», — сказал Михаил Крейдлин.
Эксперт отмечает, что законопроект меняет подход к заповедникам и нацпаркам, разрешая строительство объектов федерального значения на территориях, ранее предназначенных для сохранения природы.
Некоторые участники дискуссии уверены: его необходимо рассматривать комплексно со Стратегией развития особо охраняемых территорий до 2036 года, которую готовит Минприроды России.
Что такое «объекты государственного значения» и «исключительные случаи»
Также участники обсуждения отметили размытый характер некоторых определений в новом законе. В частности, непонятно, что такое «объекты государственного значения» — эксперты предлагают указать в законе список таких объектов.
«Считаем ли мы добычу полезных ископаемых проектами, значимыми для развития страны? — спросил Георгий Арапов, заместитель председателя комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. — Входят ли в число таких объектов месторождения, разрабатываемые частным капиталом?»
Также некоторые участники встречи предполагают, что в регионах бизнес будет лоббировать добычу полезных ископаемых на территории ООПТ.
«Надо прописать в законе список исключительных случаев, в которых возможно это делать. Например, месторождений золота в стране достаточно, чтобы не вести его добычу на территориях заповедников. Но вот месторождения марганца достаточно редки. Их можно было бы считать исключительными случаями», — сказал на встрече Александр Мяснов, глава Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Другие участники дискуссии вспомнили случаи, которые, по их мнению, были действительно исключительными и в которых хозяйственная деятельность велась на территориях заповедников. Среди них — проведение Олимпиады в Сочи в 2014 году. При этом собравшиеся отметили, что природоохранная территория в Красной Поляне все же пострадала в результате деятельности человека.
Кроме того, нужно различать «размещение объектов» и «проведение мероприятий» на территории ООПТ. Случаи, когда министерство обороны пыталось провести в заповедниках учения, тоже были.
«Комиссии» — кто в них войдет?
Экологи опасаются, что в состав комиссий, которые будут принимать решения об изменении границ ООПТ, попадут руководители местного бизнеса, заинтересованные в разработке и хозяйственном освоении территорий заповедников.
Участники обсуждения отметили: и сейчас ООПТ не находятся в полной безопасности. Например, в 2024 году через нацпарк «Лосиный остров» начали строить дорогу. По проекту она должна была стать дублером Пионерской улицы. Против строительства выступили члены комиссии Общественной палаты (ОП РФ) по экологии.

Примеры, когда удавалось найти компромисс между охранной и хозяйственной деятельностью, встречаются редко. Например, сейчас так происходит в Териберке, где удается развивать туризм без вреда для заповедника.
Экотропа в Териберке. Фото: Дмитрий Дубов / РИА Новости
«Принятие закона сразу поставит под угрозу национальный парк Хибины, где есть полезные ископаемые», — сказал Виктор Петров, начальник отдела мониторинга и развития ООПТ дирекции ООПТ Мурманской области.
При этом участники обсуждения обратили внимание, что в предполагаемом законопроекте не предусмотрена научная экспертиза, а также участие общественности при принятии решений об изъятии земель региональных заповедников.
Эксперты также призвали убрать из законопроекта понятие «материальной компенсации» за причиненный ущерб. Это может привести к фактической «распродаже заповедных земель», опасаются специалисты.
Могут ли земли заповедника «утратить охранное значение»
Еще одно положение законопроекта, вызвавшее протест экспертов, касалось «утраты природоохранного статуса». Многие из них уверены: таких ситуаций не бывает.
По мнению экспертов, составители закона имели в виду территории заповедников, пострадавшие от природных пожаров. Ранее был прецедент, когда после пожаров в 1972 году ликвидировали «Марийский заповедник» в Марий Эл.
Сейчас считается, что даже после сильных пожаров экосистемы способны восстанавливаться. При этом они не теряют своего природоохранного значения.
Критику вызвала формулировка о том, что объекты в заповедниках можно разместить там, где «нет природных комплексов или не обитают животные и растения, для охраны которых создавался заповедник».

Создание заповедника для охраны одного-единственного вида — устаревшая методика, отмечают экологи. Например, Баргузинский заповедник первым в России был создан прицельно для охраны соболя. Такую цель прописали в документах о его создании 109 лет назад.
Баргузинский соболь. Фото: Вячеслав Бобков / РИА Новости
С тех пор появилось представление, что охране подлежит вся экосистема ООПТ. При этом природные парки и заповедники влияют и на состояние прилегающих к ним территорий. Ограничить заповедник территорией, «минимально необходимой для охраны определенного вида», физически невозможно.
«Медведи именно потому и выходят на дороги в Сочи, что им не хватает территории, — сказал Александр Хорошев, профессор кафедры ландшафтоведения географического факультета МГУ. — Медведя нельзя уговорить поменять миграционные пути, поскольку изменились границы охраняемой территории».
К чему пришли эксперты
По итогам обсуждения нового законопроекта в Общественной палате будет опубликована резолюция. Помимо этого, участники обсуждения предложат конкретные изменения формулировок в будущий закон.
