У многих город Норильск и полуостров Таймыр ассоциируются с вечной мерзлотой, холодом и последствиями соседства с горнодобывающим и металлургическим комбинатом. И мало кому придет в голову поехать туда отдыхать. Тем не менее в городе есть люди, которые считают, что Норильск вполне может стать притягательным туристическим центром.
Ирина Кремен, ведущий специалист по развитию туризма отдела развития отраслевых услуг Управления по делам культуры и искусства администрации Норильска придумала проект, который вполне может перерасти в культурно-туристический бренд региона — фестиваль северной ягоды.
Открыть стране таймырские ягоды
Норильск – один из пяти самых северных городов мира с постоянным населением более 150 тыс. человек. Суровый климат, экстремальные погодные условия — затяжная и холодная зима (средняя температура зимой минус 25 градусов), короткое и тоже холодное лето (снег в некоторых местах может лежать до середины июня), отсутствие сухопутного сообщения с «материком» (добраться сюда можно только самолетом, летом еще – по Енисею до Дудинки, а оттуда до Норильска – на машине) – все это не делает город и территории вокруг привлекательными для путешествий.
«Конечно, зимой сюда не каждый приедет – очень холодно. Хотя здесь и находится Объединенная дирекция заповедников Таймыра, в которую входят несколько заповедников, в том числе плато Путонана, признанный ЮНЕСКО объектом всемирного наследия. Это уникальное плато — тоже бренд нашей территории. Природа там потрясающая, но снег может лежать до начала лета. Есть возможности поехать туда, но это дорогостоящее занятие, потому что добираться туда нужно на вертолетах», — рассказывает Ирина Кремен.
Норильск – город сравнительно молодой, хотя первый дом здесь появился в начале 1920-х, а Норильский горно-металлургический комбинат был построен в середине 1930-х (его строили заключенные ГУЛАГа). Статус города Норильск получил летом 1953 года. Так что в этом году норильчане будут отмечать 65-летний юбилей. И все эти годы жизнь города и региона строилась вокруг градообразующего комбината.
«Мы же хотели провести такое мероприятие, чтобы его можно было возвести в статус культурных и туристических брендов Норильска, а в дальнейшем распространить его и на весь регион. Мы очень долго думали, что же может сделать нашу территорию привлекательной, что может стать ее брендом, чтобы ее не связывали только с комбинатом и металлом, дымящимися трубами и плохим воздухом. И мы решили, что такая ягода, как морошка, мало у кого есть, не везде ее можно найти. И это может стать нашим эксклюзивом», — говорит Ирина.
Ирина разработала проект и в 2016 году представила его на конкурс на соискание национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards как идею туристского события. Проект на региональном этапе конкурса был отмечен специальным дипломом за оригинальность замысла.
«Он получил тогда очень положительные отзывы, причем, не только от экспертов конкурса, но и от участников из других регионов. Все говорили, что фестиваль очень перспективный, имеет право быть и будет жить долго», — рассказывает Ирина.
Потом проект стал одним из победителей в номинации «Полюс возрождения» конкурса социальных проектов, организованного ГМК«Норильский никель» в рамках благотворительной программы «Мир новых возможностей». На реализацию проекта «Норникель» выделил почти 1 млн рублей.
Морошка, брусника и голубика
И вот настал долгожданный день – 29 июля 2017 года. Загородная лыжная база «Оль-Гуль» на один день превратилась в настоящую ягодную поляну: «Все было заряжено на ягоде, драйвом всего фестиваля была северная ягода. Ягоды были везде: на баннерах, значках, футболках, шарфиках. Они были в виде воздушных шаров и змей, ростовых кукол и женских украшений, в виде аквагрима на щеках мальчишек и девчонок», — рассказывает Ирина.
Погода в этот день порадовала участников фестиваля – а их собралось более трех с половиной тысяч человек – теплом, солнцем и ясным небом. «Нам очень повезло с хорошей погодой, было очень тепло, что не свойственно для севера. Все были довольны, веселые, с удовольствием участвовали в конкурсах и мастер-классах. И что самое удивительное и неожиданное для Норильска — на праздник собралось очень много народу. Обычно ведь в летний период у нас все стараются в это время выезжать на материк», — добавляет Ирина.
На фестивале работало 15 интерактивных площадок, и на каждой все происходило тоже вокруг темы ягоды: конкурсы, песни, мастер-классы и угощения. На площадке «Ягодный позитив» на протяжении всего дня выступали творческие коллективы города, а на площадке «Ягодный ликбез» сотрудники научно-исследовательского института рассказывали о ягодах, проводили мастер-класс по составлению гербария.
Поскольку фестиваль проходил в Год экологии, во время мероприятия была открыта «экологическая тропа»: ее оборудовали вдоль 600-метровой лыжной трассы, где были установлены информационные щиты с изображением и описанием полезных свойств ягод, а также инсталляции, напоминающие по цвету ягоды севера. Все желающие могли пройти на тропе экологический квест «Путешествие по тропе оленей».
На площадке «Ягодный привет» можно было выбрать открытку с изображением северных ягод и отправить такой ягодный привет родным или друзьям.
На площадке «Ягодный объектив» гостям предлагали сфотографироваться в ягодном интерьере, а в фотосалоне «Северный колорит» — примерить национальную одежду коренных народов севера.
Мастер-классы проходили на площадках «Ягоды в коробке с карандашами» и «Ягодный микс», а на площадке «Ягодный старт» выдавали на прокат ролики, гироскутеры, электросамокаты и другое. На площадке «Ягодный десерт» гостям предлагали продукцию местных кондитеров: ягодное варенье, повидло, пироги и др.
На всех интерактивных площадках фестиваля работали персонажи Морошка, Брусника, Голубика, с которыми также можно было сфотографироваться.
И хотя ягоды к тому времени еще не поспели, фестиваль стал своеобразным открытием сезона сбора северной ягоды.
Северная ягода – бренд Норильска и Таймыра
Фестиваль удался, поэтому было решено продолжить проект и сделать его ежегодным.
«На входе мы всем выдавали анкеты, и люди, уходя с площадок, оставляли их заполненными в специальном ящике. Было много пожеланий — проводить фестиваль не один день, а два или даже три дня. Поэтому в этом году мы запланировали провести его в три дня. И очень надеемся, что он получится еще лучше и краше и что он в итоге станет брендовым мероприятием не только города, но и Таймыра», — говорит Ирина Кремен.
Норильский фестиваль северной ягоды включен в общероссийский электронный сборник «#ПораПутешествоватьПо России»-2018». «В первые дни после публикации сборника его скачали более 25 тыс. раз. Он пользуется большим успехом. Для Норильска это очень хорошо, потому что мы считаемся закрытой территорией, а благодаря развитию туризма пытаемся выйти на всероссийский уровень, а когда-то, может, выйдем и на международный», — надеется Ирина.
Осенью 2017 года Ирина вновь попытала счастье на конкурсе на соискание национальной премии в области событийного туризма, и проект прошел не только на региональный этап Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, но и участвовал в Общенациональном финале всероссийского масштаба и был отмечен в номинации «Лучшее туристическое событие, посвященное Году экологии».
«Для Норильска это очень важно и престижно. Мы смогли представить наш проект туристического события в профессиональном сообществе на федеральном уровне и таким образом популяризировать фестиваль, что будет способствовать повышению туристской привлекательности Норильска», — уверена Ирина.
В этом году фестиваль также пройдет в последних числах июля, через две недели после юбилейных мероприятий в честь 65-летия Норильска, которое город будет широко праздновать с 13 по 15 июля.
Подготовка к фестивалю уже началась. Объявлен конкурс на лучшую анимационную культурно-досуговую программу «Ягодный коктейль», куда приглашаются работники сферы развлечений, туризма и гостеприимства любого из регионов России. Это могут быть развлекательные программы этнографического, экологического, спортивно-развлекательного, культурно-познавательного, туристского и других направлений, но обязательно в «ягодной» тематике. «Мы хотим таким образом расширить географию фестиваля и потом пригласить команду-победителя конкурса принять участие в фестивале», — поясняет Ирина.