Даже если вы ничего не понимаете в современном искусстве, в музее «Гараж» всегда есть возможность провести время с пользой. Здесь можно посмотреть выставку, послушать лекцию, выбрать книгу (и не только об искусстве), выпить кофе, почитать в библиотеке – к разной аудитории у музея свой подход, который помогает сделать пространство доступным и понятным каждому.
Не только выставки
Музей современного искусства «Гараж» — это не только выставки, но и лекции, дискуссии, мастер-классы. Образовательные программы музея рассчитаны на разные цели и аудитории и, как правило, бесплатные. Они могут сопровождать выставки — помогают лучше их понять, больше узнать о темах, которые они затрагивают, а могут проходить отдельно.
«Иногда это дополнительные темы, контексты, о которых невозможно поговорить на выставке, потому что у нее есть ограниченное пространство и ресурсы», — добавляют сотрудники музея.
Для тех, кто хорошо разбирается в искусстве и кому лекций уже недостаточно, проходят, например, ежегодные международные конференции о современной культуре. Участники могут обсудить особенности современного музея, его функции, способы сохранять современное искусство и другие темы.
О современной культуре и искусстве можно поговорить на ридинг-группах. Это нечто среднее между книжным клубом и коллоквиумом в вузе. Для каждого обсуждения определяется тема и список литературы к ней или одна книга, вокруг которой будет разворачиваться дискуссия.
Научить ребенка — не главное
Образовательные программы музея «Гараж» предназначены не только для взрослых. Каждое второе воскресенье месяца музей организует «Семейный день» с экскурсиями, лекциями и мастер-классами, подготовленными для младшей аудитории.
Чтобы музей не казался сплошной монотонной экскурсией по бесконечным коридорам, детям показывают самые интересные экспонаты.
«Ходить полтора часа даже взрослому человеку тяжело, неподготовленному — тяжело вдвойне, а ребенку — втройне. Мы выбираем максимально интересные для конкретной темы экспонаты, у которых стоит остановиться, задержаться и поговорить. Причем это именно про «поговорить», а не про «послушать», что рассказывает экскурсовод», — рассказала АСИ Екатерина Владимирцева, координатор просветительского отдела Музея современного искусства «Гараж».
Во время таких занятий и бесед ребенок получает информацию, но научить его чему-то — не главное, уточняют сотрудники музея.
«Для ребенка любого возраста важно сделать времяпрепровождение здесь привлекательным, таким, чтобы он не чувствовал себя скованным, не думал, что ему стараются что-то насильно вложить в голову… Важна атмосфера. На мастер-классах ты что-то делаешь руками не только для того, чтобы можно было что-то забрать домой, а чтобы через физический опыт и работу с материалом можно было еще раз повторить для себя все, что услышал на лекции», — добавила Екатерина Владимирцева.
Проекты подростков
Отдельный день решили организовать и для подростков — впервые он прошел в 2017 году. Он тоже включает экскурсии, лекции, мастер-классы, но они отличаются от детских и взрослых по содержанию и подаче.
Работать с подростками музей «Гараж» начал еще в 2013 году — тогда был придуман проект «Молодежная команда» музея — Garage Teens Team. В течение двух-трехлетнего курса подростки слушают теоретические лекции о музее, современном искусстве и готовят проекты, которые могут реализовать в «Гараже». Например, их проект-исследование «1960-е: точки касания» был представлен на открытии здания музея «Гараж» в 2015 году.
«Это не игровые ситуации, а совершенно реальные проекты, реальные бюджеты и реальные люди, которые приходят (или не приходят – и мы разбираем, почему так произошло) на события, придуманные участниками команды. Занятия бесплатные и поэтому нужен сильный мотиватор. И возможность почувствовать, что к тебе относятся как к равному и дают возможность принять решение, играет большую роль», — считает координатор просветительского отдела.
Участники молодежной команды могут претендовать и на продолжение сотрудничества с музеем. Многие выпускники первого набора сейчас помогают музею в разовых проектах.
Для подростков более младшего возраста (примерно до 14 лет), которые только начинают самостоятельно ходить в музей, подготовлены более легкие образовательные программы, которые дополняют выставки. Кроме того, в школьные каникулы музей организует к выставкам интенсивы — серию занятий.
«Нам важно, чтобы у подростков выработалась традиция приходить в «Гараж» в каникулы, с экскурсиями, с преподавателями. Чтобы они подсказывали нам, в правильную сторону мы идем или нет, выступали нашими советчиками, а потом, возможно, приходили к нам работать, когда вырастут. Аудитории здесь перетекают одна в другую, они меняются и растут вместе с нами», — отмечают сотрудники музея «Гараж».
Инклюзивный музей
В 2014 году в Музее современного искусства «Гараж» стали появляться первые программы для людей с инвалидностью.
«Люди с инвалидностью — это большая аудитория, которая может стать нашими посетителями, разовыми или постоянными, может приходить на наши образовательные курсы, публичные программы, — объясняет Лада Талызина, менеджер инклюзивного отдела Музея современного искусства «Гараж». — И мы должны быть доступны для них. В первую очередь, это доступность физическая, чтобы здание было оборудовано для людей, передвигающихся на инвалидных колясках. Кроме того, это доступность информационная, чтобы человек с инвалидностью мог найти для себя программы на нашем сайте».
Первые программы были ориентированы на незрячих и слабовидящих людей, но в большей степени аудитория музея расширилась за счет глухих и слабослышащих. Для них каждую неделю проходят бесплатные экскурсии по выставкам на русском жестовом языке. Кроме того, здесь разрабатываются курсы для незрячих, слабовидящих и слепоглухих посетителей совместно с Фондом поддержки слепоглухих «Со-единение».
Музей адаптирует для посетителей с инвалидностью и обычные публичные программы. Многие лекции, например, идут с переводом на жестовый язык.
В музее разрабатываются экскурсии для людей с особенностями интеллектуального развития. Их программа рассчитана на меньшее время, количество экспонатов и обсуждение не более чем трех тем. Во время экскурсий используются дополнительные материалы, чтобы закрепить общие понятия.
«Эти знания пригодятся человеку, когда он в следующий раз пойдет в музей, в наш или любой другой. Например, как отличить картину от скульптуры, скульптуру от инсталляции», — добавила Лада Талызина.
Эти проекты готовятся вместе с людьми с инвалидностью, экспертами, родителями детей с инвалидностью. Например, экскурсии для людей с особенностями развития помогал организовать фонд «Выход».
Музей привлекал людей с инвалидностью и к организации выставок. В 2015 году они стали со-кураторами выставки «Единомышленники». Четыре посетителя «Гаража» с разными формами инвалидности — «единомышленника» — помогали выбирать работы из московских частных коллекций, предлагали свои инструменты и способы восприятия современного искусства. На выставке были представлены тактильные модели экспонатов, видео на жестовом языке, тифлокомментарии, этикетки, написанные шрифтом Брайля. Проект был представлен в Москве и Екатеринбурге (в Ельцин-центре).
Сотрудники музея и экскурсоводы проходят тренинги по взаимодействию с людьми с инвалидностью. Люди, которые работают в музее, понимают, как правильно подойти к такому посетителю, как правильно выстраивать коммуникацию с ним. Сотрудники, которые общаются с посетителями, знают базовые выражения на русском жестовом языке, чтобы найти общий язык с глухим и слабослышащим человеком.
«Инклюзия для нас — это не принудительная интеграция одних людей в общество других, а предоставление равного доступа к информации, выставкам, проектам, программам музея, пространству. Для каждого мы выбираем свой способ коммуникации, позволяющий сделать пребывание в музее комфортным и понятным», — говорят сотрудники музея «Гараж».
Екатерина Владимирцева, координатор просветительского отдела Музея современного искусства «Гараж»
В музей «Гараж» я попала на стажировку во время учебы в магистратуре РГГУ (когда он был еще Центром современной культуры). По сути мне повезло присоединиться к нему в самом начале пути развития образовательного отдела.
В тот момент (это был 2011 год) на территории Москвы не было аналогичных организаций, которые занимались образованием именно в передовом музейном понимании этого слова. Когда образование — это не просто лекторий, а процесс, эксперименты, новые форматы. Например, фестиваль «Арт-эксперимент», где художники, сотрудники музея и посетители оказываются уравненными в позиции между собой. Несмотря на то, что подобные программы появляются сейчас по всей Москве, «Гараж» продолжает удерживать планку передовой организации. Работа не становится скучной — все время есть новые вызовы, новая аудитория, новые программы и форматы.
Лада Талызина, менеджер инклюзивного отдела Музея современного искусства «Гараж»
По образованию я журналист, но так случилось, что я пошла работать не в газету, а в инклюзивный детский сад со смешанными группами детей. Я поняла, что работать с людьми с инвалидностью мне нравится. Такая работа вынуждает постоянно искать новые доступные форматы работы, способы подачи информации для детей и взрослых с инвалидностью. Поэтому позже я целенаправленно искала работу в этой сфере, работала в благотворительном фонде. Но там приходилось иметь дело с мероприятиями из разных областей, а хотелось сконцентрироваться на одной. Этой сферой для меня стало современное искусство в музее «Гараж». Здесь достаточно возможностей для того, чтобы знакомить людей с инвалидностью с искусством. Но музей — это не только выставка. Здесь есть много возможностей для развития и образовательных, и социальных навыков.