«С таким количеством звонков мы раньше не сталкивались»
Центр «Китеж» помогает женщинам, пережившим домашнее насилие, справляться со всеми сложившимися трудностями. Мы занимаемся всем: от восстановления документов и психологической поддержки до поиска работы. Мы также предоставляем бесплатное проживание и питание, гуманитарную помощь пострадавшим.
Примерно со второй недели изоляции резко увеличилось число обращений. Звонки часто поступают от третьих лиц — это распространенная ситуация, когда женщина не может обратиться сама, потому что у нее, к примеру, отобрали телефон. Очень много звонков по делам жен мигрантов, которые не знают достаточно хорошо русский язык и тоже не могут сами попросить о помощи. В целом звонков стало больше процентов на сорок — с таким количеством мы ранее не сталкивались.
Наш приют закрылся на карантин месяц назад, и сейчас мы размещаем женщин в гостинице, но только тех, кто находился на самоизоляции. Хорошо, что гостиница пошла нам навстречу и выделила дополнительные номера.
Карантинное обострение
С начала карантина, по моим наблюдениям, появилось два новых вида обращений:
- от женщин, которые ранее рассказывали только о психологическом насилии в семье — теперь же есть физические проявления;
- обращения от наших прежних клиентов: ранее вроде бы все улеглось, а сейчас снова начались конфликты.
Самоизоляция для всех — это, конечно, дополнительная психологическая нагрузка. Резко усилился контроль над женщинами: у них могут отобрать телефон и документы, могут пугать, что, мол, не выходи на улицу — полиция без пропуска заберет. Сильно влияет, что женщины стали экономически более зависимы: многие потеряли работу или находятся в неоплачиваемом отпуске. Некоторым действительно некуда пойти и не все готовы обратиться в кризисный центр — жизнь в центре тоже не для всех комфортна. Поэтому терпят до последнего, думают переждать. Но я знаю, что это не такая короткая история. Так что мы готовимся встретить еще больше обращений и планируем, как будем всем помогать.
«Из десяти женщин на продолжительное время у нас остается только одна»
До карантина в среднем у нас проживало до семи женщин с детьми. Самое большое количество, которое у нас было, — 17 человек, но о комфорте здесь, конечно, речи не идет. Также у нас есть арендованные квартиры, где одновременно проживали по две-три семьи: мамочки с детьми. В период самоизоляции до заселения у нас дошло человек 30. Но большинство женщин обратились один раз и исчезли. Так всегда бывает: из десяти женщин у нас остается только одна, остальные потом перезванивают и говорят, что уехали к родственникам или поживут у соседки. Кто-то возвращается к родителям, а кто-то принимает решение вернуться к мужу.
Был случай на днях: девушка из восточной семьи обратилась к нам с тем, что ее беременную избивает муж. Через два дня она сказала, что отец приказал ей вернуться к мужу, чтобы не позорить семью. Такое бывает очень часто. Каждый раз это шокирует, особенно когда травмы видны невооруженным глазом.
Обычно женщины остаются у нас на два-три месяца: за это время они успевают найти работу и уехать. Сейчас ситуация осложнена карантином, и мы готовимся к тому, что будем помогать столько времени, сколько потребуется. Нам тоже помогают: волонтеры привозят продукты, так что пока держимся.
Художники против насилия
Еще один важный для нас проект StellArt был запущен как раз перед периодом самоизоляции, начали поступать первые пожертвования. Художники продают свои картины и часть гонорара жертвуют нашему центру. Я сама в прошлом художник и была очень счастлива появлению такой помощи: художники ведь всегда участвовали в благотворительности, это мировая практика. Сейчас у людей не хватает средств на покупку картин, но мы надеемся, что все впереди. Планируем в будущем устраивать выставки и встречи с художниками, это может стать хорошей историей: знакомиться с творчеством и рассказывать о проблеме домашнего насилия.
Картины мы отбираем не все: важно, чтобы они отражали светлые эмоции и оставляли после себя луч надежды в душе. Все картины мы обсуждаем с нашими клиентками, занимаемся с ними арт-терапией.
Как можно помочь жертвам насилия
Напоследок хочется обратиться ко всем: если вы замечаете проявления насилия у соседей, знакомых, на улице, пожалуйста, не проходите мимо, не оставайтесь молчаливыми свидетелями.
Расскажите, что есть кризисные центры, где можно получить помощь. У нас были случаи, когда неравнодушные прохожие помогали и направляли, а потом человек полностью менял свою жизнь.
Также на первом этапе самоизоляции многие закупили большие запасы продуктов. Если вы не собираетесь их использовать, то можете отнести в кризисные центры: продукты нужны всегда и их всегда не хватает. Это очень поможет.
Справка
О центре «Китеж»:
«Китеж» создан в 2013 году для помощи женщинам, пострадавшим от насилия. За время пребывания в центре у женщин появляется возможность пройти медицинское обследование, сдать анализы, получить психологическую помощь и восстановить при помощи социального работника недостающие документы.
О проекте StellArt:
StellArt — проект на стыке искусства и благотворительности. В Instagram выставляются картины русских художников, весь гонорар или его часть (решение зависит от художника) от продажи идет на нужды центра «Китеж». Среди участников — известные современные художники, работы некоторых хранятся в центре Помпиду в Париже. Основной критерий отбора участников проекта — работы не должны призывать к насилию, быть депрессивными и мрачными.
Записала Анна Ермягина
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.