Charity shop по-русски
Благотворительные магазины уже на протяжении 70 лет успешно работают в Англии, США и Австралии. На сегодняшний день только в Великобритании около 9 тыс. благотворительных магазинов, которые собирают средства для бездомных, людей, больных раком, малоимущих семей, бездомных животных.
Первый в России благотворительный магазин появился в Санкт-Петербурге в 2010 году. Основатель магазина «Спасибо!» Юлия Титова привезла формат из Лондона. Идея такова: с помощью магазина собирать средства на благотворительные цели и оказывать поддержку организациям города.
В Москве первый charity shop открылся в 2012 году. «Лавка радостей» — один из проектов Благотворительного собрания «Все вместе». Магазин передает одежду в благотворительные организации, помогающие детским домам, хосписам, домам престарелых, многодетным семьям и другим нуждающимся. Вещи тут не продают, а отдают за пожертвование. Рекомендованная сумма пожертвования — 20-40% от стоимости аналогичной вещи в обычном магазине.
В регионах России charity shops стали активно появляться в последние два-три года. Открылся благотворительный магазин «Носок» в Новосибирске, магазин «На радость!» в Якутске, «Так просто» в Череповце, «Доброшоп» в Улан-Удэ, «Оранжевое солнце» в Иркутске. В них можно приобрести одежду, обувь и аксессуары (для взрослых и детей), украшения, товары для дома. Магазины принимают вещи новые и уже ношенные, но в хорошем состоянии, которые могут кому-нибудь пригодиться.
Цена вопроса
Благотворительный магазин – не то предприятие, которое стоит открыть, и оно сразу дает показатели. Нужна инфраструктура, нужна работа с людьми, подчеркивает основатель питерских магазинов «Спасибо!» Юлия Титова. «Когда мы открывались почти четрые с половиной года назад, ничего подобного в России не было. Этот сегмент мы создавали с нуля. Огромное количество денег вложено именно в создание самой институции. Центры сортировки вещей, контейнеры — процесс развития не останавливается до сих пор. Скорее всего, даже сейчас рано говорить о каком-то стабильном состоянии, когда все на своих местах. Все эти годы мы только строим систему, чтобы эта стабильность наступила», — говорит Титова.
В 2014 году открылись два новых благотворительных магазина «Спасибо!», огромный центр сортировки вещей на 600 квадратных метров, в городе появились новые контейнеры, в которых можно оставить вещи, а сам магазин приобрел машину, которая обслуживает контейнеры с одеждой.
Как отдельный бизнес благотворительный магазин не рентабелен, считает Евгения Панина, руководитель «БлагоБутика» — магазина, работающего в поддержку фондов «Подари жизнь» и «Вера». Но, помимо рентабельности, есть и другие показатели. Благотворительный магазин — форма, которая показывает, что каждый человек может помочь нуждающимся. «У каждого человека найдется хотя бы одна хорошая вещь, которую он мог бы отдать в помощь больным детям. Кто-то помогает деньгами, а кто-то вещами, которые мы в свою очередь превращаем в деньги. За три года работы «БлагоБутик» перевел в фонды «Подари жизнь» и «Вера» около 4 млн рублей. И это сделал только один магазин, а если бы у нас была сеть? Мы стремимся к ее созданию», — рассказывает Панина.
Среди основателей российских благотворительных магазинов — Дарья Алексеева, открывшая Charity Shop в Москве, — едва ли не единственная готова говорить о вложенных инвестициях. Чтобы открыть магазин, понадобилось 20 тыс. долларов. Пока затраты не окупились. Чтобы выходить в «ноль», магазину нужно обеспечить продажи на 300 тыс. рублей в месяц, объясняет Алексеева. Это трудно. Например, чтобы продать 30 платьев, нужно, чтобы в магазин пришли 400 человек. В феврале выручка Charity Shop составила 300 тыс. рублей, а чистая прибыль — 45 тыс. рублей.
Рентабельность зависит от менеджмента: если умеешь этим заниматься, все будет отлично, уверена Екатерина Бермант, директор фонда «Детские сердца», инициатор открытия благотворительного магазина «Лавка радостей» в Москве. В конце 2014 года Благотворительное собрание «Все вместе» поставило вопрос о закрытии магазина — он окупал только аренду и зарплату продавцов. В январе 2015-го Бермант вернулась к руководству магазином, и уже в первые два месяца выручка составила по 500 тыс. рублей, а в марте – миллион.
В регионах благотворительным магазинам выйти на самоокупаемость непросто. Целый год магазин уходил в минус, рассказывает Ольга Цветкова, руководитель благотворительного магазина «Так просто» в Череповце. Только с сентября 2014 года ситуация стала меняться – магазин смог покрывать налоги, аренду и коммунальные услуги. Волонтеры вознаграждение берут одеждой, о зарплате сотрудников речь пока не идет.
Без стандартов
Четкого стандарта, что должно скрываться под названием «благотворительный магазин», нет. Каждый из них особенный. Все магазины принимают у людей ненужные вещи и реализуют их. Дальнейшая схема — на усмотрение каждого отдельного владельца благотворительного магазина.
Например, американские магазины Goodwill, которых на территории США около 2 тыс., адресной раздачей вещей не занимается, цель — продать по максимуму. Основная идея Goodwill в том, чтобы создать наибольшее количество рабочих мест для людей из групп социального риска: бывших заключенных, людей с инвалидностью, матерей-одиночек. Деньги вообще не выходят за пределы организации, они идут на зарплату сотрудников, психологические тренинги, социализацию людей. Расходы магазина частично субсидирует государство, так как решается проблема занятости.
В Англии другая модель: благотворительный фонд имеет при себе несколько благотворительных магазинов и направляет доходы от них на свои проекты. Люди отдают ненужные вещи, магазин только продает их, никому не раздавая. Деньги после покрытия небольшого количества расходов идут в благотворительный фонд. Почему небольшие расходы? Там у таких магазинов есть масса льгот от государства — бесплатная аренда, работают волонтеры.
Каждый из благотворительных магазинов, которые есть в России, как и их зарубежные «собратья», живут по своим законам. Они разных масштабов, целей, устремлений, возможностей. У каждого свои перспективы и свои проблемы. Но при этом одни говорят, что занимаются больше благотворительностью, а другие – социальным предпринимательством, поскольку социальные проблемы решаются с использованием бизнес-схемы: такой подход не свойственен ни некоммерческим организациям, ни государству.
Благотворительность?
По схеме работы «Спасибо!» около 90% из принесенных вещей раздают по благотворительным организациям и нуждающимся адресно, а 10% продают в магазинах. Вырученные деньги покрывают административные расходы, а «чистая» прибыль перечисляется в благотворительные организации («Адвита», «Ночлежка» и др.). Также в магазине продаются сувениры благотворительных организаций, выручка от продажи которых идет на их проекты. За четыре с половиной года деятельности магазины «Спасибо!» перечислили больше 3,5 млн рублей на благотворительность, но много миллионов вложено именно в развитие бизнеса.
С февраля в сортировочном центре «Спасибо!» работают два выпускника детских домов. Один из них − с ограниченными возможностями. Идея реализуется вместе с фондом «Рауль», который помогает трудоустроиться выпускникам городских и областных детских домов и молодым людям с ограниченными возможностями.
«С самого начала мы зарегистрировались как коммерческая организация, ведем деятельность по законам социального бизнеса, существуем на самоокупаемости, сами зарабатываем. Четыре наших благотворительных магазина финансируют и наши проекты – мы ставим контейнеры по всему городу, раздаем огромное количество вещей, запускаем переработку непригодных вещей. В то же время поддерживаем сторонние благотворительные организации. Такая система в комплексе показательна для социального бизнеса», — поясняет Юлия Титова.
Такой точки зрения придерживается и владелица Charity Shop Дарья Алексеева. На сегодня Charity Shop передал центру «Вверх» 68 тыс. рублей.
«Я бы сказала, что это предпринимательство, потому что бизнес-модель предпринимательская, по организационно-правовой форме мы предприниматели. Я скептически отношусь к тому, что благотворительный магазин может быть фандрайзинговым инструментом. Мне кажется, что это бизнес, в котором есть социальная составляющая: переработка одежды, трудоустройство людей с инвалидностью и других незащищенных групп, но явно не фандрайзинг. С точки зрения благотворительности, нелепо вкладывать 250 тыс. рублей, зарабатывать 50 тыс. рублей и говорить, какие мы молодцы», — считает Алексеева.
Идея социального предприятия не в том, чтобы побольше продать, а развить сообщество и привлечь новую аудиторию, сказать людям, что это может быть приятно, подчеркивает Алексеева. «Мне важно, с какими эмоциями люди от нас уходят. «Я думал, что будет барахолка, а у вас тут бутик» или «Приведу сюда свою дочку, вообще она у меня привередливая, но тут брендовые платья, пиджак Versace за 2 тыс. рублей можно купить». Такое меня радует, когда приходят девушки, которые ни в чем подобном ранее не участвовали», — рассказывает Дарья.
Или социальное предпринимательство?
Другая часть владельцев магазинов считает, что все же больше занимается благотворительностью.
«Магазин выглядит именно социальным в плане раздачи вещей. Приходиться раздавать огромное количество вещей бесплатно, в основном мы отправляем вещи в сельскую местность из-за отсутствия площадей. Считаю, что в данный момент занимаюсь именно благотворительностью, раздавая вещи. Когда буду зарабатывать и перечислять на благотворительные цели — это будет социальное предпринимательство», — говорит Ольга Цветкова.
«Я не считаю, что это социальное предпринимательство, так как 100% прибыли идет на благотворительность. Такие магазины, на наш взгляд, нужно создавать при НКО», — уверена руководитель магазинов «Благодарю» в Волгограде Галина Морозова.
Магазины работают в рамках благотворительного проекта «БлагоДарю», есть договор с МЧС о том, что благотворительные магазины являются центрами оказания срочной помощи пострадавшим от стихийных бедствий. Один из магазинов сети обслуживает полностью программу «Скорая социальная помощь» — обеспечивает транспортом детей-инвалидов (круглосуточно и бесплатно). Магазин оплачивает бензин волонтерам, работу диспетчера, который по совместительству и продавец магазина, коммунальные платежи и аренду. Ежемесячно, помимо этих затрат, остается 10-12 тыс. рублей на оказание адресной помощи. Еще в двух магазинах сети прибыль составляет около 20-25 тыс. рублей в месяц на оказание адресной помощи.
Это благотворительность, а не соцпредпринимательство, убеждена Екатерина Бермант. «Во-первых, все деньги идут в фонды – участники собрания «Все вместе». Генератором случайных чисел мы выбираем, кто в этом месяце получит деньги. В этом году мы сделали один розыгрыш. Два фонда — «Живой» и «Жизнь как чудо» — получили по 100 тыс. рублей», — рассказывает она.
Основатели благотворительного магазина «Счастье» (Казань) и вовсе признаются, что магазин для них, скорее, хобби. Магазин арендует помещение абсолютно бесплатно у друзей, продавцами выступают сами создатели магазина, которым остается только платить налоги. «Наш магазин работает в сотрудничестве с благотворительным проектом «Счастье». Мы проводим благотворительные мероприятия, на которых собираем средства, чтобы помочь социальным приютам Республики Татарстан. Недавно мы оборудовали сенсорную комнату в приюте, где находятся дети с девиантным поведением. Понадобилось около 300 тыс. рублей», — рассказывает директор благотворительного магазина «Счастье» Екатерина Макарова.
Бизнес, деньги и успех
Год от года число благотворительных магазинов в России растет. Однако далеко не все из них становятся успешными. Как объясняют эксперты, часто люди понимают неверно суть проекта и просто открывают крошечный магазинчик, ожидая, что он будет приносить определенную прибыль, что можно будет легко заниматься благотворительностью. Но это, к сожалению, не работает.
Чтобы показатели были другими, необходимо серьезно готовиться не только к открытию, но и к управлению, отмечают «первооткрыватели» благотворительных магазинов в России.
В 2014 году создатели «Спасибо!» разработали обучающий курс, посвященный созданию благотворительного магазина. Самая частая ошибка, которую совершают те, кто задумал открыть благотворительный магазин, состоит в том, что они хотят просто открыть магазин и все. Нужно продумывать дальнейшую стратегию, убеждены их более опытные коллеги.
«Необходимо четко понимать, что это сложнее, чем обычный бизнес. Нужно не просто получать деньги в карман, а пускать их на развитие. Здесь очень много аспектов, которыми нужно заниматься, которых не видно на первый взгляд: маркетинг, пиар, менеджмент, управление командой. Почему-то есть иллюзия, что это все такое простое по своей структуре, еще и не требует начального капитала. Людям кажется, что это просто какая-то комната, в которую просто приносят вещи. И тут же приходят желающие их покупать. А между тем нужно налаживать массу процессов приема вещей, сортировки, раздачи, перечислений в благотворительные организации, управления командой», — отмечает Юлия Титова.
«Все выглядит мило: ты собираешь одежду, цена закупки нулевая, ты ее продаешь. Люди не задумываются, какие расходы могут быть. Идея красивая. А помещение нужно ремонтировать на свои деньги, оплачивать аренду, готовить аудиторию, преодолевать множество барьеров», — говорит Дарья Алексеева.
Кризис не помеха?
Большинство руководителей благотворительных магазинов видят хорошие перспективы в кризис. По их признанию, экономическая ситуация напрямую не отражается на деятельности магазина. Наоборот, в кризис люди снижают уровень потребления и переходят на более экономичный сегмент одежды, поэтому должно быть увеличение числа потребителей.
Уверенно улучшает свои показатели Charity Shop. В среднем выручка растет в месяц на 11%, оборот увеличивается, около 70% покупателей приходят во второй раз. И если три месяца назад все зависело от поста в Facebook, то сейчас можно три-четыре дня ничего не писать, и поток посетителей магазина не ослабевает. Одни рассказывают друзьям, кто-то услышал по радио или прочитал в СМИ о магазине и решил прийти сам.
«Что касается развития, мы сделали новую партию контейнеров для сбора одежды, два будут установлены в общедоступных местах, а остальные путешествовать по офисам крупных компаний. Кроме того, в прошлом месяце мы наняли на работу молодого человека с инвалидностью. Важно также участие в городских мероприятиях, проводить свои, чтобы больше денег зарабатывать и покрывать первоначальные затраты, чтобы что-то передать на благотворительность», — говорит Дарья Алексеева.
Независимо от кризиса, всегда есть люди экономные, которые не хотят переплачивать за вещи. Статус у населения разный, а магазин может предложить много новых и качественных вещей для детей и взрослых. Главное, чтобы о нем узнали, считает Ольга Цветкова.
А вот «БлагоБутику» в условиях кризиса выживать стало в разы сложнее. Магазин передает часть средств на лечение детей и пациентам хосписа, а с ростом курса доллара средств теперь нужно вдвое больше.
Руководители благотворительных магазинов говорят, что хотели бы видеть в каждом районе, в каждом городе хотя бы по одному charity shop. Но для развития таких проектов нужна как государственная поддержка, так и информационная. «Чем больше людей будут о нас знать, тем больше у нас будет возможностей помочь. Нам нужны люди, которые будут приносить вещи в наш магазин, нам нужны и покупатели, и дарители. Так у нас будет больше перспектив для развития», — говорит Евгения Панина.
Немаловажным условием также называют льготную аренду, которая особенно актуальна для больших городов, таких как Москва.
Руководители благотворительных магазинов признаются, что заинтересованы в том, чтобы в России развивались и эффективно работали благотворительные магазины. Конечно, можно много говорить о помощи со стороны – поддержке местных властей на начальном этапе (аренда и реклама). Но самое главное, это понимание того, что благотворительный магазин — совершенно полноценный магазин, который точно так же нужно продвигать, делать маркетинг, продажи, общаться с покупателями. Именно из-за отсутствия плана деятельности подавляющее большинство магазинов не успешны, поскольку открывались они на эмоциях.
Фото: Ашхен Азоян