Встреча будет полезна не только психологам, но и социальным работникам и волонтерам, а также всем тем, чья работа связана с общением с людьми, попавшими в беду.
Занимаясь помощью бездомным людям, организации и учреждения, специалисты и волонтеры могут решать разные вопросы: юридические и бытовые, сопровождение в получении медицинской помощи, содействие в получении необходимых вещей, пищи и медикаментов. И это всегда общение с людьми. Психологическое состояние клиентов, привычные способы общения, фантазии и страхи, уровень понимания и готовность (или неготовность) действовать влияют на то, как складывается процесс сопровождения, насколько он труден обеим участвующим в нем сторонам, в том числе и на его успешность.
На семинаре планируется рассмотреть вопросы:
— Как можно наладить систему психологической работы в приюте для бездомных (наш опыт)?
— Какой отпечаток на психику человека может откладывать опыт бездомности, и что с этим отпечатком делать?
— Как общаться и помогать человеку, который выпал из реальности (на фоне сильного стресса или в связи с психическим расстройством)?
— Как помогать человеку, который искренне считает специалиста частью несправедливого и враждебного мира, и сохранить при этом себя?
— Как обходиться с отказом от помощи?
Программа состоит из двух блоков.
В первом блоке психологи «Ночлежки» расскажут о психологической службе, ее формах и целях работы. На примере кейсов покажут то, с чем часто приходится иметь дело: какие внутренние проблемы клиентов могут затруднять им возвращение и/или укоренение в социуме. А также о лонгитюдной психологической помощи клиентами, план социального сопровождения которых реализован или по разным причинам остался не завершенным.
Во втором блоке предполагается рассмотреть «типичные» проблемные коммуникации с клиентами, разобрать варианты поведения клиента и подходы к помощи.
— Как работать с опустошенными и дезорганизованными клиентами, теряющими связь с реальностью?
— Как и почему клиент втягивает специалиста в драматическое взаимодействие, нарушает границы личного пространства, ведет себя враждебно или старается изо всех сил понравиться специалисту, словно он этого специалиста зависит жизнь и благополучие клиента?
— Как способствовать активизации и самостоятельности клиента, который застрял в «ждущей» позиции и апатичен?
— Какие есть техники общения и когда их уместно применять?
Участников ждут индивидуальные и групповые задания, направленные на закрепление материала.
Для участия необходимо зарегистрироваться.
Семинар организован с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.