Художники и родители
Павел Гаврилов и Лия Виснапу – художники, оба окончили Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Жили в Санкт-Петербурге, в семье трое детей. В какой-то момент, устав от климата северной столицы, ткнули пальцем в карту России и переехали в Ярославскую область, в Рыбинск. До этого Павел семь лет иллюстрировал детские книжки. Говорит, устал работать «на дядю» и наконец занялся тем, чем всегда хотел, — стал рисовать смешных зайцев. На его «веселые картинки» сразу нашлись покупатели в Москве. Появилась мысль уйти в предпринимательство.
Идея и воплощение
Идея войлочной мастерской возникла в 2006 году: на пике моде – все естественное, натуральные материалы, войлок.
Главный импульс развитию идеи семейного бизнеса дал семинар фонда Oxfam – международной организации, которая в разных странах помогает социально незащищенным людям преодолевать бедность и добиваться финансовой стабильности.
«Мы тогда впервые услышали словосочетание «социальное предпринимательство» и загорелись этой идеей, – говорит Лия Виснапу. – Я написала план по созданию творческой мастерской при созданной нами же женской организации социальной поддержки «Женщина, личность, общество». Не знаю, каким образом этот план попал в фонд Вагита Алекперова «Наше будущее» — я даже не знала о существовании такого фонда. Они в 2008 году проводили пилотный конкурс в сфере социального предпринимательства, пригласили и меня – я написала бизнес-план и стала одним из трех победителей. Кстати, эксперты, приглашенные оценивать проект, очень сомневались: многодетные – это «социальный адрес» или нет? Так что я, можно сказать, внесла серьезный вклад в разработку этого понятия. Теперь все знают, что многодетные семьи и матери детей-инвалидов – это специальная социальная группа».
Стартап
Фонд «Наше будущее» выделил 100 тыс. рублей в виде гранта и еще столько же – в виде беспроцентного займа. Добавили 200 тыс. рублей своих сбережений, и в январе 2009 года ИП Гаврилов П.В. открыл мастерскую «Веселый войлок». Несколько небольших грантов от Oxfam пошли на создание сайта, сертификацию и тестирование продукции на безопасность. Начиналось все с игрушек, брошей и бус из валяной шерсти.
Сотрудники
Число работающих в мастерской постоянно меняется. Кто-то выходит из декрета на полную занятость, кто-то ставит на ноги детей или внуков и уходит на заслуженный отдых… Есть «войлочные ветераны» — те, кто сотрудничает с мастерской с первого дня. В кризисные периоды, когда с рабочими местами туго, на мастерскую работает до 25 человек, в обычное время — около 15. В основном это женщины среднего возраста: многодетные матери, матери-одиночки, матери детей-инвалидов.
Иногда к создателям мастерской обращаются и из других регионов – просят помочь организовать что-то подобное у себя. Через фонд «Наше будущее» социальные предприниматели обмениваются опытом, и в результате было создано предприятие в Архангельске: мамочки валяют маленькие, сувенирные валенки. «А в Волгограде раздали мамочкам вязальные машинки – и они вяжут надомный трикотаж», — рассказывает Лия Виснапу.
Развитие бизнеса
Продуктовая линейка мастерской постоянно меняется, в основном в сторону расширения. Когда интерес к войлочным изделиям поутих, в мастерской появилось новое направление — ангелочки на деревянных дощечках, писанные маслом. Тогда же вместе с «деревянным направлением» появились и новые работники – два многодетных отца пришли в «Веселый войлок» столярами. Но возникла проблема: работать с красками можно только в основном помещении предприятия, а большинство мастеров готовы только на надомную работу.
Решили так – войлочное направление оставить, но оптимизировать. Трудоемких и поэтому дорогих для массовой продажи игрушек стали делать меньше, зато нашли постоянного покупателя оптовых партий войлочных нашивок с картинками. Прибыли этот сегмент производства не приносит, зато выполняет социальную функцию. А общую доходность предприятия в 20% обеспечивают другие виды продукции.
Планы на будущее
Лия и Павел готовятся к запуску нового направления – машинной вышивки. Правда, собственных средств предприятия, недавно увеличившего расходы на аренду в связи с переездом в помещение большей площади, на закупку техники не хватает. Но Лия Виснапу уверена: в ближайшем будущем направление начнет развиваться. Со сбытом проблем не будет, уверены предприниматели. Продукция «Веселого войлока» уже заняла нишу «артельной игрушки»: не тираж и в то же время — не так дорого, как эксклюзивные авторские работы.
Лия мечтает больше времени уделять действительно любимому делу – вышивке. А еще хочет активнее заниматься общественной работой. Поэтому в ближайшее время в мастерской появится новая штатная единица администратора.