Во многих странах сиделки — это высококвалифицированная и почетная профессия. Например, английский фонд Macmillan Cancer Support, который является для Нюты Федермессер образцом во многих практиках, обучает лучших в стране сиделок, которые затем работают и в хосписах, и в семьях. Быть одной из Macmillan nurses очень почетно и ответственно.
В июне 2016 года фонд «Вера» и Ассоциация профессиональных участников хосписной помощи начали обучать сиделок в рамках проекта «Школа по уходу».
Курс прослушали сотрудники Центра паллиативной медицины и волонтеры фонда «Вера». Ведущим лектором «Школы по уходу» стала главный врач Епархиального дома милосердия Ольга Выговская (Новосибирск), а преподавателем альтернативной коммуникации — сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Ирина Саломатина (Москва).
Как отмечает Федермессер, слушатели курса жалели, что многого не знали раньше, ведь приобретенные навыки очень нужны и полезны при работе с тяжелобольными пациентами.
«И это безжалостная правда – специалистов по уходу, людей, которые профессионально и при этом милосердно и человечно могут ухаживать за тяжелобольным пациентом, у нас в стране, увы, катастрофически – подчеркну это слово – катастрофически не хватает. Конечно, быть сиделкой — это не про таблетки и не про ведение графика процедур, это про любовь к людям на самом пике их слабости и беспомощности. Но одной любви мало. Даже тем, кто уже работает в хосписах, в паллиативных отделениях не хватает знаний и навыков», — подчеркивает Федермессер.
Она отмечает, что сиделку часто воспринимают как человека, который должен просто прийти и сесть рядом с кроватью и кормить, например, больного с ложки. Но настоящая сиделка должна уметь услышать и понять, чего хочет пациент, который не может объяснить ничего словами, и сделать за пациента все то, что тот делал когда-то сам. Человек, ухаживающий за тяжелобольным пациентом, должен уметь помочь больному почистить зубы или, например, перевернуться ночью на другой бок. Ведь правильная поза может уменьшить боль, уберечь от пролежней, дать пациенту возможность двигаться, ощущать пространство и сидеть, а не беспомощно лежать в одной позе.
«Есть множество способов перевернуть пациента так, чтобы это было максимально безболезненно для него и не тяжело для того, кто переворачивает. Есть специальные пояса, есть скользящие простыни, есть вертикализаторы. Но ими нужно уметь грамотно пользоваться — и тогда ни медсестра, ни сиделка, ни близкий человек не сорвет себе спину и нервы, ухаживая за лежачим пациентом», — уверена эксперт.
Федермессер подчеркивает, что специалист по уходу учится не только технике помощи. Таким специалистам важно уметь общаться и слышать пациента, помогая ему даже в самых интимных вещах так, чтобы не задеть его чувство собственного достоинства.
«Можно триста раз поменять простыню, но при этом ни разу не заговорить с человеком, не обратить внимание – что он сейчас чувствует? Не смутит, не расстроит ли его эта процедура? — отмечает эксперт. — От тактичности нянечки, медсестры, сиделки зависит то, насколько достойно и комфортно будет чувствовать себя пациент в последний период жизни. И насколько будут отягощены чувством вины его близкие, которые смогли или не смогли обеспечить этот заботливый уход», — считает Федермессер.
Следующий курс «Школы по уходу» начнется в конце августа. Для того чтобы он состоялся и остался доступным и бесплатным, организаторам нужна финансовая поддержка. Сделать пожертвование в пользу проекта можно здесь.
В ближайшее время фонд «Вера» планирует подготовить видеоуроки с прошедших курсов по уходу.
Фото: publicdomainpictures.net/George Hodan