В сентябре многие дети отправились в школу без цветов или подарили своей учительнице всего один букет. Сэкономленные средства родители школьников направили на благотворительность: на помощь тяжелобольным детям — в фонд «Вера», на образование детей-сирот — в фонд «Дети наши», на лечение детей с нарушениями иммунитета — в фонд «Подсолнух». Смысл этой акции, говорят организаторы, должен быть понятен не только родителям, но и детям, поэтому в этот день представители общественных организаций отправились в школу на особый урок — «урок добра».
Такой урок в классе своего сына провела руководитель проекта Добро Mail.Ru Саша Бабкина. Она беседовала с детьми о вариантах благотворительности и предлагала подумать, какие добрые поступки они могут совершить. По ее словам, важную роль играет то, какими способами участвуют в благотворительности сами родители, ведь именно с них дети берут пример. Как правило, благотворительность родителей ограничивается передачей одежды и игрушек в детский дом или отправкой СМС-пожертвования. Иногда дети знают только такие способы помощи, потому что родители мало говорят о своих хороших делах.
«Для того чтобы научить ребенка добру, надо просто больше с ним общаться… Мы мало говорим о собственных добрых делах, стесняемся рассказывать, как помогаем. В то же время мы мало говорим о трудностях, обидах, о плохом, стараемся их уберечь от этого. Но, с другой стороны, из-за этого нет контраста, при котором добро становится еще важнее. Поэтому стоит рассказывать о ситуациях, когда мы повели себя неправильно. Так ребенок сможет увидеть, что если он совершит ошибку, мы все равно его примем», — считает Саша Бабкина.
В разговоре с детьми о благотворительности не стоит впадать в морализаторство. «Дети хотят играть, веселиться, позитивной «движухи». И если они привыкнут играть в помощь, то они будут помогать», — добавил президент Благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин.
Детям мало говорят об инклюзии, отмечает Саша Бабкина, поэтому многие из них уверены, что особенные дети должны учиться отдельно. На «уроках добра» можно предложить детям ответить на вопросы, как общаться с другими детьми и правильно себя вести. В этом поможет портал «Это не ответ».
«Хочется, чтобы «урок добра» был не торжественной историей про 1 сентября, а частью программы, которая поднимает самые разные темы. Так дети смогут познакомиться с разными гранями благотворительности. При этом важно говорить не только о благотворительности, но и об этикете — уважительном отношении к старшим, друзьям, помощи близким», — уверена Бабкина.
Системные беседы о благотворительности в школах вводит фонд «Образ жизни». Такие уроки должны быть постоянными, говорят представители фонда Ольга Стукалова и Маруся Лежнева.
«Сделать разовую акцию и почувствовать себя героем круто, но благотворительность — это не про геройство, а про постоянство и твой образ жизни. Мы призываем их не стараться стать суперменами, а делать маленькие дела, которые будут делать мир вокруг лучше», — отметила Маруся Лежнева.
Школа благотворительности фонда «Образ жизни» рассчитана как на детей от двух до 18 лет, так и на более взрослых людей, которые хотят стать волонтерами-педагогами. Маленьким детям показывают интерактивные спектакли о добре, дети от семи до десяти лет разговаривают с педагогами о помощи пожилым, людям с инвалидностью, животным. Старшие классы проходят полугодовой курс со специалистами из области благотворительности. Фонд также открыл Школу волонтеров, на которой молодые люди решают кейсы, придумывают уроки для детей. Сейчас уроки фонда проходят в 15 школах.
«Уроки доброты» планирует проводить и Благотворительное собрание «Все вместе», в которое входит 47 благотворительных фондов. Специалисты того или иного направления благотворительности будут рассказывать детям о разных сторонах своей деятельности. По мнению координатора проектов Благотворительного собрания «Все вместе» Аси Слепневой, с детьми легче говорить о добре, чем со взрослыми, которые воспринимают эту тему с большим цинизмом.
«Учить мы не хотим. Важно рассказать, как помогать правильно, потому что желание помочь у детей рано или поздно возникнет. И когда ребенок захочет помочь, он уже должен знать, как это сделать, чтобы эта помощь не была вредной, а вылилась во что-то хорошее… Чтобы он не возил конфеты в детский дом, а помогал снимать ролики о детях-сиротах. На самом деле наша цель — дать информацию, показать, что это интересно и в благотворительности каждый может найти себе применение», — считает Ася Слепнева.
Как говорить с детьми о темах, которые нечасто поднимают сами взрослые, например, о советской истории и репрессиях? Куратор программ Международного Мемориала Александра Поливанова отмечает, что европейский опыт разговора о Холокосте опирается на правовое сознание ребенка, которому объясняют, что нацисты нарушили Декларацию прав человека. В России правовое образование в школе находится на низком уровне, поэтому представители Международного Мемориала на своих занятиях обращаются к этическим установкам ребенка.
На таких уроках дети читают письма политических заключенных, а также письма их детей, составляют карту мест, куда отправлялись эти письма, сравнивают государственные источники с личными и стараются найти ответ на вопрос: как сохранить память о том, что у тебя отняли.
«Мы стараемся детям ничего не внушать, но развивать критическое мышление, задавать им провокационные вопросы и не воспринимать как данность некоторые вещи», — подытожила Александра Поливанова.
Лекция организована в рамках лектория «Быть героем без риска для жизни, или…» — это часть просветительского проекта «Так просто» Агентства социальной информации. Проект рассказывает о практиках гражданского участия, работе некоммерческих организаций, меняющих жизнь к лучшему, и о том, как им можно помочь.
Фото: Ольга Воробьева
Смотреть запись лектория «Дети и правда жизни»