Помимо формальных критериев, члены жюри грантового конкурса программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» учитывали инновационность идеи, устойчивость результатов, возможность их тиражирования, вовлечение местного сообщества и перспективы завершившегося проекта в целом.
По результатам отбора лучшими стали проекты: «Уралмаш: производство будущего» Музея истории Екатеринбурга; «Музейный дизайн: право на город» Тульского историко-архитектурный музея; «Монументальный Палех: фрески советских дворцов» Фонда «Артель. Палех»; «Логистика – это движение!» Частного музея логистики Санкт-Петербурга; «Коммунальная Одиссея» Центра культурных инициатив Московской области и «Чаинское крестьянское восстание» как опыт документального театра в музее» Томского областного краеведческого музея имени М.Б. Шатилова.
«Каждый проект, который экспертное жюри признало лучшим по итогам реализации, – это яркий образец творчества и нестандартного подхода к решению поставленных задач. Для нас очень важно, что музеи-победители укрепили свою репутацию «центра притяжения» для культурной и общественной жизни города, стали частью активного городского пространства. Можно с уверенностью сказать, что руководители всех лучших проектов – лидеры в своих музейных организациях, а многие — и в музейном сообществе региона», — отмечает генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева.
Как считает член жюри конкурса, президент Клуба друзей Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Леонид Копылов, победили музеи, которые доказали право на символическую трактовку окружающего их пространства и даже на само пространство, бывшее когда-то промышленной зоной, как, например, проект «Логистика – это движение!». Копылов отмечает, что лучшими стали музеи, которые расширяют жанры своей работы и меняют представление о музейной коллекции.
«Выход за рамки привычного – убедительно заявленный тренд музейного развития. В этом я вижу и заслугу авторов этих проектов, и новое подтверждение значимости экспериментальной площадки, которая называется конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», — подчеркивает эксперт.
В фонде В. Потанина, создателя грантового конкурса, отмечают, что проекты-победители помогли развитию городского и музейного пространства. Например, в Коломне и Екатеринбурге представители старшего поколения делились воспоминаниями о жизни городских районов и вместе с молодежью проектировали их возможное будущее. Истории легли в основу театрализованных аудиогидов, а новые идеи — в возможные планы развития околомузейных пространств.
Музейные и культурные организации Палеха и других регионов систематизировали сохранившиеся образцы и дополнили историю искусства советской фрески с музейными и культурными организациями из других регионов, а в Санкт-Петербурге, благодаря партнерству с администрацией города и международными компаниями, в морских грузовых контейнерах появился частный музей.
Лучшие реализованные проекты 2015 года будут представлены 25-29 мая 2017 года на ежегодном форуме «Музейный гид». Проекты станут участниками экспозиционной и образовательной программы форума, а их авторы смогут поделиться с профессиональной аудиторией опытом создания «музеев будущего».