Тема саморегулирования и самоорганизации в некоммерческом секторе сегодня снова актуальна в связи с выходом социально ориентированных организаций на рынок социальных услуг, говорит член Общественной палаты РФ (ОП РФ), директор Агентства социальной информации Елена Тополева.
«Возникает много вопросов, связанных с качеством услуг, которые оказывают негосударственные организации, приходящие на этот рынок. Потребители и органы власти спрашивают, как они могут быть уверены, что эти организации будут предоставлять услуги действительно высокого качества, станут ответственными поставщиками этих услуг», – говорит она.
С другой стороны, только совместные усилия новых игроков на рынке социальных услуг могут привести к движению вперед, считает Тополева: «(Есть) те, кто уже попробовал себя в этой сфере, кто уже поработал в этой парадигме взаимоотношений с государством и увидел какие-то барьеры. В одиночку трудно добиться того, чтобы эти барьеры были сняты».
Кроме того, тема саморегулирования и самоорганизации в некоммерческом секторе актуализировалась с связи с развитием благотворительности, с одной стороны, и появлением недобросовестных организаций, с другой. «Мы все с вами видим, сколько появляется лжеблаготворителей, мошенников. Лжеволонтеров, которые собирают деньги у станций метро якобы на благотворительные цели», – говорит Тополева. Благотворители должны объединиться и выработать требования к добросовестным организациям, соответствующие правила и стандарты.
Тема саморегулирования и самоорганизации вложена в ряд формальных документов, в частности в «дорожную карту» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», говорит заместитель директора департамента инновационного развития Министерства экономического развития РФ Герман Ветров. До конца февраля 2017 года предложения по развитию практики саморегулирования социально ориентированных некоммерческих организаций должны быть переданы в правительство.
Ветров напомнил, что в правительственном постановлении, утверждающем перечень услуг, которые могут оказывать некоммерческие организации, вошедшие в реестр «исполнителей общественно полезных услуг», содержатся также критерии оценки качества оказания услуг. Как оценивать эти услуги – это очень большой вопрос, подчеркнул он, и именно саморегулирование, разработка критериев и стандартов может стать инструментом для решения этой проблемы.
Закон о некоммерческих организациях-«исполнителях общественно полезных услуг» вступил в силу с 1 января 2017 года. Согласно закону, «исполнитель общественно полезных услуг» – это социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством РФ обязательным платежам.