Сколько ФМС в России
Согласно данным исследования, в настоящее время в России действуют 70 фондов местных сообществ (ФМС) в 29 субъектах. Большинство находится в Приволжском округе и в Сибири.
Более половины этих фондов относятся к типу rural funds — это сельские организации в отдаленных территориях. Дальше всех от Москвы работает фонд в поселке Пластун (Приморский край), где проживают 4,5 тыс. человек.
Именно такие фонды играют роль драйвера развития местной филантропии и социального развития в целом. Они работают с местными властями, создают центры взаимодействия жителей, развивают волонтерское движение.
Чем занимаются
Приоритетное направление деятельности более чем у 80% ФМС — благоустройство территорий. Они привлекают средства на восстановление и ремонт библиотек, музеев, домов культуры, спортивных объектов, возрождают парки, скверы, создают общественные пространства.
Например, в поселке Пряжа (Республика Карелия) местные жители создали открытый летний сад Kezaine Sadu. Они посадили цветы, принесли книги, игрушки для детей. Теперь на этой площадке жители проводят акции, общаются и отдыхают. Это позволяет развивать важные для сообщества механизмы консолидации.
Во многих сельских поселениях фонды выполняют функции территориально-общественного самоуправления. Жители создают комитеты для решения социально значимых проблем, и ФМС становится институциональной основой для этой деятельности.
Где находят финансирование
КАФ сообщает, что в малых сообществах фонды в основном привлекают ресурсы креативными способами. Один из них — арт-фандрайзинг. Они проводят благотворительные спектакли, концерты, возрождают традиционные праздники. Это привлекает туристов и вызывает интерес местных жителей. Так, в селе Майма (Республика Алтай) местные учителя, врачи и сотрудники администрации участвовали в благотворительном шоу «Две звезды».
Основной источник финансирования для ФМС — коммерческие организации, они помогают 76% фондов. Чуть более половины получают гранты некоммерческих организаций и частные пожертвования, бюджетное финансирование поступает 38% организаций, а государственные субсидии и гранты – 19%.
Точки роста
Согласно данным исследования, все фонды в малых городах и сельских территориях считают основным ресурсом своего развития неравнодушных жителей. Они также выделяют малый и средний бизнес и органы власти.
Лариса Аврорина, руководитель программ фонда «КАФ»:
«В малых городах и сельских территориях ресурсы для развития очень ограничены. В начале 2000-х в таких сообществах не было ни практики, ни специалистов, способных развивать новые подходы для решения местных проблем. Мы тогда рискнули проверить, насколько модель ФМС может быть применима к таким территориям… Результат, который мы видим сейчас, значительный успех модели ФМС в малых поселениях, — это пример гражданской активности, личного участия инициативных неравнодушных людей в развитии своего сообщества, поселка, города, деревни… Люди объединяются и находят возможности, чтобы восстанавливать, например, общественные места. Они решают актуальные проблемы вместе с местными администрациями. Кроме того, они создают новые традиции. И таких примеров в стране много, что, конечно, очень вдохновляет».
На данный момент фонды местных сообществ нуждаются в организационном развитии: повышении качества управления, стратегическом планировании, финансовой и юридической грамотности. Специалисты отмечают, что здесь важно развивать проектную культуру, учиться оценивать социальный эффект своей деятельности, изучать методы работы с донорами и сообществами.
Исследование проводилось в рамках Программы развития фондов местных сообществ фонда CAF Россия при финансовой поддержке Global Fund for Community foundations. Программа развития ФМС фонда «КАФ» предоставляет фондам консультационные, финансовые и информационные ресурсы. Им доступны аналитические материалы, возможность участвовать в вебинарах и скайп-конференциях, изучать лучшие практики других фондов.