«Сегодня мы оказались в постмодернистской эпохе — она перенасыщена идеями, синтезом всего со всем, здесь нет единого течения. Например, в современной музыке много жанров, и в каждом из них много ответвлений, бесконечное соединение музыкальных стилей. Уникальным становится практически каждый, кто встает на путь поиска. Поэтому на вашу конкурентоспособность влияет то, насколько вы способны быстрее и интереснее остальных генерить решения», — считает управляющий партнер MOST Creative Club и обладатель первого российского золотого Каннского льва Игорь М. Намаконов.
Для этого не нужно обладать талантом «ловить» вдохновение. Достаточно «прокачивать мышцы» креативности, чтобы продуцировать идеи в нужный момент, говорит он.
Креативность, или 1+1=3
Креативность — это умение соединить уже известные элементы уникальным образом. Она начинается в тот момент, когда мы уходим за пределы традиционного представления о своей жизни и правилах, считает эксперт. Например, фотограф Стивен МакМенами сумел в своих работах соединить в одно лампочку и яйцо, банан и кукурузу, ножницы и морковь.
«Традиционно учат, что 1+1=2. Но есть и другие форматы логики. В зависимости от того, в какую среду мы погрузим это арифметическое действие, оно сразу будет приобретать другой оттенок. 1+1 может составить и 3, если речь о родителях, дающих потомство», — говорит Намаконов.
Каталог «восприятий»
Одна из ключевых «групп мышц», которые нужно прорабатывать, — «насмотренность». Пополнять «каталог восприятий» (дословная цитата эксперта), того, что ежедневно слышит, видит и чувствует человек. И чем разнообразнее этот каталог, тем больше появляется возможностей для синтеза идей.
«Чтобы писать хорошие книги, нужно читать хорошие книги. Чтобы придумывать хорошие идеи, нужно их смотреть», — говорит он.
Для работы с «каталогом» необходимо освоить хотя бы несколько техник стимулирования творчества. Например, можно выбрать дизайн-мышление, «шесть шляп», более традиционный «брейншторм» (метод мозгового штурма). «Брейншторм — это Филипп Киркоров среди методов. Он вроде бы всем надоел, но никуда от него не деться», — говорит Намаконов.
40 вариантов ответа на простой вопрос
Рутина губит креативность. Если не задавать новых вопросов, не искать новые знания или новые варианты ежедневного существования, то ваша креативность блокируется, считает Намаконов.
«Если вы ежедневно ходите одним и тем же маршрутом, едите одну и ту же еду, смотрите одни и те же передачи, слушаете одно и то же радио, общаетесь с одними и теми же людьми, то вы усугубляете набор вариантов, которые можете соединять. В вашей жизни укореняется представление, что это и есть единственно возможные варианты. Когда вы используете в работе одни и те же инструменты, подходы, правила, вы цементируете свои представления о том, как оно может быть. Нужно менять сценарий, обновлять базу».
Если «родители» креативности — техники и насмотренность, то ее «бабушка и дедушка» — дисциплина и регулярность, подчеркивает ведущий мастер-класса. Он советует регулярно искать факты, которые никто не знает, и нестандартные ответы на простые вопросы. Первые 20 вариантов ответа, как правило, клише. Чтобы развивать креативность, нужно найти хотя бы 40 вариантов, говорит Намаконов.
Ничто не создается с нуля
Известные люди вдохновляются уже существующими идеями — они синтезируют услышанную музыку в новые мотивы, используют понравившиеся приемы для своей работы. Ни одна идея не создается из ничего, подчеркивает эксперт.
«Видеоблогеры России вдохновляются блогерами Америки. Они в свою очередь вдохновляются телешоу, телешоу вдохновляются кино, а оно — живописью, живопись — фресками, природой и всем, что уходит глубоко в историю. Таким образом, обращаясь к архитектуре середины прошлого тысячелетия, можно найти интересные ходы для видеоблогинга. Процесс насыщения бесконечен, главное — его запустить», — подытожил Игорь М. Намаконов.
Медиацентр «АСИ – Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.