«Европейская ассоциация пациентов с болезнями печени провела свое исследование (оценка того, как страны участники ассоциации придерживаются основных рекомендаций по профилактике и лечению), которое показало, что более 50% стран не имеют никакой национальной стратегии по борьбе с гепатитом С. Лишь в трех странах нет ограничений с доступом к лечению: Голландии, Португалии и Франции», — утверждает президент Европейской ассоциации пациентов с болезнями печени Татьяна Рейх.
Как остановить распространение вирусных форм заболевания, обсуждали на пресс-конференции в ТАСС медики и общественные деятели из России и других стран в канун Всемирного дня борьбы с гепатитом (28 июля).
Планы
В соответствии с новой стратегией ВОЗ по ликвидации вирусного гепатита на ближайшие 13 лет многие страны написали собственные программы снижения уровня заболеваемости гепатитами, рассказала главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава РФ Ирина Шестакова.
«Согласно стратегии, к 2020 году в мире ожидается снижение выявления новых случаев гепатитов В и С на 30%, а к 2030 году – на 80%, — говорит Шестакова. — Соответственно, смертность снизится к 2020 году на 10%, а к 2030 году – на 65%». Таких амбициозных результатов можно добиться лишь благодаря комплексной работе по профилактике, лечению и сопровождению пациентов, считает эксперт.
Сейчас заболеваемость острым гепатитом В составляет 0,94 на 100 тыс. населения, хроническим гепатитом В – 10,14 на 100 тыс. населения. Как отмечают эксперты, показатели заболеваемости в России постепенно снижаются. При этом точной официальной статистики, по словам представителя Минздрава РФ, просто нет.
«Далеко не все регионы заполняют соответствующие регистры и ведут учет заболевших. Хотя существует такая особенность – в регионах, где наблюдается много ВИЧ-инфицированных, много и параинтеральных (заболевание инфекционного характера, характеризующееся поражением печени разной степени тяжести) гепатитов», — утверждает Шестакова.
Эксперты уточнили, что показатель заболеваемости может быть выше и из-за качественной диагностики, которая позволяет выявлять болезнь чаще. Так, например, в Санкт-Петербурге, согласно данным Роспотребнадзора, показатель заболеваемости гепатитом — 147,6 на 100 тыс. населения, в Москве — 85,5 на 100 тыс. населения.
Лечение
Наибольшей проблемой в лечении гепатитов, считают специалисты, остается недоступность препаратов для населения. В частности, во многих странах существуют государственные программы по обеспечению лекарствами пациентов. По словам президента Международного альянса по борьбе с гепатитом Чарльза Гора, лучше всего это делают Грузия и Египет. Но в большинстве стран доступ к современным препаратам открыт лишь пациентам на продвинутых стадиях фиброза. Эту проблему подтвердили российские медики и руководители пациентских организаций.
«В России, если человек хочет пройти лечение за госсчет, есть только два «варианта» – заразиться ВИЧ или стать инвалидом. Больше путей нет. Это вся бесплатная медицина, — утверждает президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев, который в 4 года получил гепатит С во время переливания крови. — Стране нужна стратегия. Должен быть интерес всего сообщества. Нужно изменить отношение государства к этой теме: переписать закон и развивать собственное фармпроизводство или совместно с иностранными компаниями; выделять группы, которые нуждаются как раз в ранней терапии. Сейчас многие лечатся за свой счет, и часто дженериками. Это значит, нет прямого доступа к официальному рынку лекарств».
О том, что ранняя диагностика и оперативное начало лечения могут сохранить жизнь и здоровье пациенту, говорил главный врач клинической инфекционной больницы им. С.П. Боткина (Санкт-Петербург) Алексей Яковлев. По его мнению, ограничение доступа к препаратам всех категорий заболевших усугубляет проблему.
Спасти же человека от цирроза в России можно сейчас только с помощью трансплантации печени. Такие операции делают не только в столицах, но и, например, в Новосибирске, рассказала заместитель главного врача городской инфекционной клинической больницы № 1 (Новосибирск) Яна Ульянова. В регионе сохраняется напряженная обстановка (85,8 на 100 тыс. населения) по всем гепатитам. Это почти в два раза превышает среднестатистические цифры. Естественно, что в таких условиях количество нуждающихся в помощи значительно превышает число тех, кому она оказывается.
Сопровождение
Современные способы диагностики могут выявить наличие в организме гепатита С, но пациент часто не знает, куда дальше ему обращаться и что делать. Поэтому организация «Вместе против гепатита» составила памятку, которая подсказывает, какие анализы необходимо сдать для подтверждения диагноза и лечения.
«После лечения пациента еще нужно вернуть к жизни, интегрировать в общество, этим мало кто у нас занимается, — считает председатель правления организации «Вместе против гепатита» Никита Коваленко. — После терапии необходимо обеспечить сопровождение. Ведь антитела в организме уже пролеченного человека остаются, и когда необходима справка на гепатит (устроиться на работу, взять приемного ребенка), человек не может ее получить. Чтобы снять диагноз, нужно в течение двух лет сдавать дорогостоящие анализы за свой счет. Получается, что снять диагноз – дороже, чем выявить. Поэтому многие не стремятся этого делать, а для здравоохранения он так и остается больным».