Институт считает, что российское законодательство «об иностранных агентах» выходит «за пределы допустимого вмешательства государства в сферу гражданского общества», сообщает «Коммерсант». В меморандуме организации говорится, что российские власти аргументируют необходимость данного закона важностью обеспечения прозрачности, но это не может быть самоцелью и распространяться на некоммерческие организации по признаку происхождения источника их финансирования. В организации подчеркивают недопустимость криминализации или делегитимизации правозащитной деятельности по этому признаку.
Настоящая цель принятия закона «об иностранных агентах» — «защита суверенитета и ограничение иностранного влияния на российское общество», считает Институт права и публичной политики. Правозащитники считают это неправомерным с точки зрения международной защиты гражданского общества от вмешательства государства. В меморандуме подчеркивается, что примеру России уже последовали несколько стран, принявших аналогичные законы. В их число вошли Венгрия, Израиль, Украина и Армения. Вердикт Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который будет вынесен по жалобе российских НКО на закон «об иностранных агентах» способен остановить этот тренд, считает Институт права и публичной политики.
В апреле Страсбург рассмотрел жалобы некоммерческих организаций, признанных «иностранными агентами», и сформулировал вопросы к российским властям. ЕСПЧ просит Россию обосновать необходимость появления соответствующего закона. Институт права и публичной политики вступил в дело после одобрения судом этого ходатайства. В слушаниях по жалобе российских НКО на закон «об иностранных агентах» также принимают участие специальный докладчик ООН по вопросу о положении правозащитников и комиссар по правам человека Совета Европы. В июле 2017 года Россия попросила у ЕСПЧ отсрочку на ответ по жалобе.