Евгения Саломэ — психолог и консультант по карьерному росту. Она живет в Петербурге, растит дочь Густаву и поет в группе «Ситроен». Евгения, первая участница социального проекта Ульяны Махкамовой, после развода нашла в себе силы и занялась «теми вещами, в которые верит». Она переехала в комнату в коммуналке и стала обустраивать свое — отдельное — жилье.
«Сейчас надо сделать жилье таким, чтобы сюда было приятно возвращаться. Чтобы в нем приятно пахло и было уютно. Вторая вещь, которую хочется изменить, – перестать быть вечной женой кого-то. Вы кто, Евгения? Я жена… И это при том, что я вся такая яркая. У меня не было визиток, где было бы написано, кто я. Видимо, давно в себя не верила. А может быть и никогда. И тут сделала микроусилие: давай, у тебя получится! На визитках будет моя фамилия. Я же теперь не жена, а свободный человек. Но я разводилась не потому, что чувствовала, будто принадлежу кому-то. Просто хотелось не заниматься бессмысленным делом. Перестала верить вот в это наше. Отдавала какую-то часть своей свободы, потому что верила в нас. Теперь хочется заниматься вещами, в которые верю», — цитирует Евгению сайт проекта, где опубликованы ее фотографии.
В течение шести месяцев Ульяна следила за развитием событий в жизни Евгении Саломэ: переездом, новой жизнью, друзьями. Когда Саломэ решила отреставрировать бабушкин комод, она познакомилась с сотрудницей мастерской, которая тоже пережила развод и заново строила свою самостоятельную жизнь.
«Иногда ко мне приходят люди, которым нужно капремонт делать. Взять всю жизнь и перетрясти, — рассказывает Евгения Саломэ. — Но у них запрос другой – наладить отношения с начальником или заняться тайм-менеджментом. Хочется сказать: ау, ребят, у вас в крыше дыра, надо срочно латать. А они продолжают просить починить им дверную ручку».
После того как Ульяна впервые опубликовала материалы, ей начали писать и другие люди. У проекта появилось продолжение. «Нужно было много времени, чтобы понять — развод тоже важная и интересная штука. И после нее есть жизнь», — подытоживает автор проекта Ульяна Махкамова.
По статистике, разводом заканчивается больше половины браков в России. В прошлом году было зарегистрировано менее 1 млн браков, тогда как распалось более 600 тыс. семей, сообщает Газета.ру со ссылкой на Росстат. Самый кризисный «возраст» для семьи — с пяти до девяти лет. Статистически чем больше детей заводит семья, тем ниже риск развода. Так, в 2016 году у 56,7% распавшихся семей не было общих детей (345 тыс. человек от всех разводящихся). При этом финансовый вопрос редко становится причиной разрыва отношений. А если и расстаются супруги, то чаще всего сегодня это пары с достаточно высоким уровнем дохода или те, кто, прожив 20 лет в браке, могут быть финансово и морально независимы друг от друга и хотят пожить «для себя».