Миллионы за защиту животных
В администрацию президента передана петиция с подписями 1,5 млн россиян, которые требуют принять в России закон в защиту животных от жестокого обращения: искоренить контактные зоопарки, запретить фотобизнес с животными и эксплуатацию живых животных в рекламных целях, запретить передвижные цирки, зоопарки и дельфинарии, выступающие в роли мобильных тюрем для животных, запретить экзотариумы в торговых центрах и, наконец, поставить вне закона притравочные станции. Проблему бездомных животных предлагается решать не уничтожением живых, думающих и чувствующих существ, а их стерилизацией.
По-настоящему впечатляющее количество граждан требует от властей запретить безнаказанные мучения тех, кто не может сам за себя постоять. Согласно популярному тезису, истинно социальное государство – это такое государство, которое внимательно относится к тем, кто особенно нуждается в защите: к пожилым людям, к детям, к больным. В этот список можно смело добавить и животных. Невозможно воспитать в ребенке чувство уважения к другим, к их границам, их жизням и чувствам, если родители водят его в контактный зоопарк или цирк, где он усваивает, что животные – это то, что существует исключительно для его развлечения. Слон стоит на одной ноге не потому, что ему это нравится, а потому, что другие ноги ему отбили железными прутьями.
Нельзя делать бизнес на чужих страданиях. Нельзя мучать и убивать тех, кто не может тебе ответить. Нельзя воспитывать в детях бездумного потребителя. И все эти «нельзя» и многие другие должны быть зафиксированы законом. К сожалению, в способность парламента сделать что-то однозначно полезное и благородное верится с трудом, и практика пока лишь подтверждает опасения. Борьба за принятие закона длится почти 20 лет, семь из которых документ пылится в Госдуме. В 2017 году депутаты говорят, что они на одной стороне с защитниками животных и даже рассматривают этот законопроект во втором чтении. Но время идет и пока что вместо чего-то стоящего нам предлагают лишь ужесточение неработающей статьи Уголовного кодекса и обязательную платную регистрацию наших котов.
Цифры и настроения
Россияне обращают внимание на благотворительные инициативы коммерческих компаний, активно совершают благотворительные денежные пожертвования самостоятельно и все чаще участвуют в протестных акциях. Таковы выводы, которые можно сделать из последних исследований, которые провели Фонд поддержки и развития филантропии «КАФ», Центр экономических и политических реформ и проект Добро Mail.Ru.
34% процента россиян из двух похожих по цене товаров выберут тот, часть средств от продажи которого пойдет на помощь нуждающимся, даже если изначально они собирались купить другой товар. Цифра пусть и небольшая, но она показывает, что значительная часть граждан готова заботиться не только о себе, но и поддержать рублем социальные программы бизнеса, для которого результаты этого исследования могут стать мотивационным фактором – благотворительные инициативы,помимо положительного влияния на карму, способны еще и повышать прибыль.
При этом растет процент граждан, недовольных своим социально-экономическим положением – в третьем квартале 2017 года общее число протестов выросло почти на 60% с начала года. Недовольство россиян вызывают конкретные проблемы – невыплата или снижение заработной планы, страх лишиться работы из-за закрытия предприятий, положение обманутых дольщиков, защита своих экологических прав и прав животных. Исследователи подчеркивают, что мониторинг социальных конфликтов показал неспособность властей к их системному разрешению и использование вместо диалога таких деструктивных тактик как игнорирование, замалчивание, применение силовых мер или просто бездействие. Очевидно, что для тех, кто должен заниматься менеджментом социальных процессов в стране возрастающая активность граждан стала если не неожиданностью, то некой форс-мажорной ситуацией, для которой не разработаны алгоритмы ответа.
Но, несмотря на социально-экономические проблемы, больше половины жителей страны (53%) за последние 12 месяцев совершали денежные благотворительные пожертвования. Исследование Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» показало, что всего в благотворительности (речь идет и о денежных пожертвования и о волонтерстве) участвовали две трети россиян (67%). Чаще всего люди делают пожертвования из-за неравнодушия к проблеме (47%), из-за желания помочь тем, кому повезло в жизни меньше, чем им самим (43%), из-за того, что такая помощь вызывает у них положительные ощущения (33%) и потому, что они уверены, что участвовать в решении социальных проблем нужно вместе (33%). Вместе – это важно. Пожалуй, если кто-то еще всерьез ищет российскую национальную идею, то вакантное место стоило бы отдать благотворительности. Иногда полезно притвориться и выдать желаемое за действительное. Рано или поздно может оказаться, что мы так хорошо вошли в роль, что отделить одно от другого уже нельзя.