Российские врачи и инженеры разработали «Умный зал ФПР», где пациенты с двигательными нарушениями после инсультов, спинномозговых и черепно-мозговых травм будут проходить восстановительный курс по технологии функционально-пространственной реабилитации (ФПР). Как рассказали эксперты, технология не имеет аналогов в России и за рубежом, ее автором стала научная группа под руководством академика РАН, профессора, Константина Лядова совместно с командой российских инженеров.
«Каждый производитель должен понимать нужды своих потребителей — врачей и пациентов. Соответственно, врачи дают разработчикам направление, куда именно двигаться, оборудование и функции, в которых нуждаются медики и пациенты в терапевтическом процессе. Мы зависим не только от бизнес-процессов, но и от того, какие функции врачи хотят видеть в будущем от наших приборов. Этот симбиоз пониманий бизнеса и потребителя дает эффект синергии, которая выражается в подобных «умных» комнатах», — рассказал Роман Махмудов, учредитель компании «Орторент».
Создание технологии ФПР началось около 4 лет назад. Сейчас готова вся методологическая основа и материально-техническая база, метод опробован на практике. До того, как зародилась концепция ФПР, специалисты научной группы проанализировали состояние более 1000 пациентов, которые вернулись домой после лечения и реабилитации в стационаре. Врачи интересовались их деятельностью, социальной адаптацией, и пришли к выводу, что нужно менять подход к реабилитационной помощи при двигательных нарушениях.
Восстановление
Как рассказал профессор Константин Лядов, в нейрореабилитации обычно ведется коррекция двух групп расстройств: двигательных (включая восстановление мышечной силы, активности, мышечно-суставного чувства, необходимого для координации движений) и когнитивных (внимание, речь, способность и скорость принятия решений).
«Но в стандартных программах, как правило, ходьбу тренируют отдельно, функции руки отдельно, также отдельно разрабатывается речь, отдельно идут занятия с психологом, отдельно — развитие бытовых навыков, — пояснил профессор. — В результате вместо восстановления естественного физиологического механизма обратной связи формируется неестественный механизм контроля за требуемым действием».
Специалист тут же привел пример традиционного метода восстановления ходьбы. На занятии инструктор обычно советует пациенту внимательно следить за тем, куда и как он ставит ногу. Для облегчения задачи используется разметка на полу или специальная программа на беговой дорожке. И даже если человек научился ходить довольно уверенно, начинает доминировать зрительный и мыслительный контроль за походкой, а естественный механизм мышечно-суставного чувства не восстанавливается. И, выйдя из стационара, пациент по привычке внимательно следит за ногами, а любое отвлекающее событие – неожиданный шум машины или вопрос со стороны – может привести к падению.
«Два-три подобных негативных эпизода, и он уже не хочет выходить из дома, падает самооценка, начинается депрессия, а все наработанные в процессе реабилитации навыки утрачиваются, – говорит академик. – Еще больше человека с двигательными нарушениями пугает общественный транспорт, двери которого могут резко закрыться, и метрополитен с эскалатором, на который страшно войти, не говоря уже о походе в магазин – это же целая история со множеством неизвестных».
Поэтому программа в «Умном зале ФПР» рассчитана на восстановление не отдельных функций или навыков – она рассчитана на реконструкцию повседневной активности пациента с учетом его жизненных потребностей и предпочтений.
«Условия многозадачности, самостоятельность, ощущение безопасности, особым образом организованное пространство – все это стимулирует одновременное включение разных функций, чтобы восстановить нейронные связи, нарушенные в мозге после травмы или инсульта, и сформировать новые, – резюмирует Константин Лядов. – С таким подходом гораздо быстрей увеличивается двигательная активность, легче происходит социализация и возвращение к полноценной жизни».
Тренировочное занятие может длиться от получаса до полутора часов, в зависимости от степени тяжести нарушений у пациента. Также с учетом степени выраженности нарушений продолжительность курса может варьироваться от двух недель до нескольких месяцев тренировок. При этом ФПР является полноценной программой, которую можно встраивать в любой реабилитационный комплекс для пациентов разных нозологических групп с тяжелыми нарушениями после заболеваний и травм.
Как все устроено
«Умный зал ФПР» представляет собой высокотехнологичный мультимодальный программно-аппаратный комплекс. В нем создана особая симулированная среда для решения самых необходимых бытовых задач, которые возникают в квартире, на улице, в магазине, будь то самообслуживание на кухне, подъем по лестнице или эскалатору, поход за покупками, поездка на общественном транспорте, вождение автомобиля.
Зал оснащен специальными техническими средствами и конструкциями. Основную часть из них по заказу врачей разработали инженеры одной из московских производственных компаний, это же предприятие выпустило необходимое оборудование. В том числе тренажеры с биологической обратной связью, позволяющие пациенту видеть, правильно ли он выполняет действия, а инструктору получать информацию об эффективности проводимого тренинга. Различные устройства для эрготерапии, чтобы человек мог заново учиться ухаживать за собой и обслуживать себя. Специально сконструированные муляжи и реальные предметы повседневного обихода, в зале даже есть кухня, почти как настоящая.
Воссоздать бытовые ситуации в «Умном зале ФПР» помогает система виртуальной реальности – программа написана специально для этого проекта. Пациент видит объекты на экране, выполняет компьютерные задания, слышит звуки города или торгового зала магазина. При этом научная группа Константина Лядова сделала ставку именно на сочетание реальных и виртуальных объектов.
По всему периметру зала на потолке вмонтирована система подвесов для фиксации и динамической разгрузки массы тела пациента. Подвес защищает от падения, чрезмерной нагрузки и позволяет включать в работу как здоровые, так и пораженные конечности. К тому же подвесы позволяют человеку заниматься самостоятельно. Инструктор не подстраховывает пациента.
«Все технические решения собраны в единый комплекс, и потолочные подвесы задают траекторию «круговой» тренировки, – говорит Константин Лядов. – Например, чтобы сходить в магазин, нужно сначала выбрать одежду – кому-то и это трудно при тяжелых нарушениях, потом одеться, взять нужные вещи, выйти на улицу, сесть в троллейбус или в автомобиль, доехать до магазина, сделать покупки и вернуться домой. Если пациент делает все правильно, мы постепенно задачу усложняем».
Оборудование подобрано с учетом разных видов нагрузки. Когда инструктор видит, что пациент устал от заданий, требующих умственного напряжения, он может переключить его на разработку утерянных двигательных функций, и мозг получает возможность отдохнуть.
«Но все-таки принципиальное отличие данной технологии — пациент учится сам. Мы видим на что стоит обратить внимание и контролируем процесс восстановления. Те, кто вышел из этих тренировок, они уже чувствуют себя совершенно по-другому. Не говорим, что они стали полностью здоровы, но они могут жить и пользоваться всем, что есть вокруг в том состоянии, в котором они сейчас находятся», — утверждает академик Лядов.
Как попасть
Жители России смогут пройти курс реабилитации абсолютно бесплатно, планируется, что все тарифы будут включены ОМС. Минздрав планирует оснастить подобными залами многие учреждения страны. Поэтому в дальнейшем рассматривается возможность увеличения количества «умных залов ФПР» для повышения доступности высокотехнологичной формы помощи пациентам с тяжелым двигательным дефицитом.