Нужен ли в кино принцип историзма?
Главная проблема таких сериалов, как «Демон революции», «Троцкий» и «Крылья империи» в том, что они пишутся современными авторами для современного зрителя с современными стереотипами, считает профессор кафедры истории Школы актуальных гуманитарных исследований ИОН РАНХиГС Константин Морозов.
С точки зрения эксперта, это нарушает принцип историзма, который заставляет историков искать причинно-следственные связи. Историки также зачастую нарушают этот принцип в силу непрофессионализма или из-за политических взглядов, признает Морозов, но люди искусства считают допустимым рассматривать исторические события и персонажей, как пустые сосуды, в которые они могу «влить» то содержимое, которое они считают нужным и хуже всего, когда речь идет о политическом заказе или политических пристрастиях. Для широкой аудитории именно фильмы, художественные и документальные, формируют историческое сознание и искажения приводят к тому, что формируется определенное восприятие истории, закрепляются стереотипы и мифы, которые потом живут десятилетиями, подчеркивает эксперт.
Историки, режиссеры и сценаристы обязаны стремиться к воссозданию исторической истины и отдавать себе отчет в том, что за ее искажение они могут расплатиться своей репутацией, говорит Морозов: «История — это наше общее достояние, формирование общественной памяти, общественного сознания — это наше общее дело, слишком важное, чтобы доверять его только историкам, режиссерам или журналистам. Это общая тема, которую нужно осмысливать и обсуждать сообща, такие разговоры нужно и важно вести».
Если характеры и образы выдумываются, а не изучаются, а проблемы, которые волновали людей определенной исторической эпохи подменяются проблемами, которые волнуют людей сегодня, то вместо погружения в исторические реалии мы получаем лишь внешнюю оболочку тех событий с совершенно другим наполнением, подчеркивает он. Фактически, это контрафакт, резюмирует Морозов. С одной стороны, нам следует думать о работе с историей, как с пространством правды, подчеркивает он, а с другой стороны – помнить об историко-просветительской задаче и ответственности перед обществом.
Пропаганда или художественное произведение
Создавать художественные произведение с вымышленными героями — достаточно просто, но когда речь идет о реальных исторических персонажах, требуется определенная деликатность, считает главный редактор журнала «Демократия и социализм» Павел Кудюкин. Что касается современных сериалов, посвященных революции 1917 года, то их создателей не интересовала историческая правда, и эти сериалы стоит оценивать как пропаганду, а не как художественные произведения, уверен он: «Обидно за испорченный материал. Сама по себе история русской революции столетней давности это чрезвычайно благодатный эстетический материал. Можно по-разному относится к Ленину, Троцкому, но очевидно, что это крупные и сложные фигуры. И ставить на их место картонные силуэты с дырочкой для лица, куда всовывают свои лица популярные актеры, как-то неприлично».
Вольное толкование истории авторами художественных произведений началось не вчера и не завтра кончится, отмечает ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Вадим Дамье: для авторов художественных произведений не важна историческая реальность как таковая, для них это лишь сырой материал, на основе которого они могут высказать свои мысли, которые они считают важными. Главный вопрос, с точки зрения эксперта, — это насколько допустима вольность в обращении с историческими фактами при создании того или иного произведения. Если оно изначально претендует на историчность – то это однозначно недопустимо, считает Дамье, но если речь идет о заведомо художественном вымысле, то ситуация становится более неоднозначной и грань между недопустимым и допустимым становится размытой. Но при этом важно помнить, что художник несет определенную социальную ответственность, считает эксперт, особенно описывая события, которые общество все еще обсуждает так, как будто они произошли вчера.
До сих пор не появилось ни одного документального или художественного сериала, или фильма, который реалистично показал бы нам события столетней давности, говорит автор книги «Троцкий и товарищи: левая оппозиция и политическая культура РКП(б), 1923-1924» Александр Резник. Сегодня мы видим, как происходит массированный вброс в сознание общества разнообразной псевдоисторической информации сугубо консервативного и даже реакционного толка, а компетенции профессиональных историков остаются невостребованными, отметил он. В XXI веке невозможно говорить о художественной ценности исторического сериала с хорошим бюджетом, который снимается без консультаций с историками, подчеркнул Резник, и поэтому историческое сообщество должно четко заявить свою позицию как профессиональную, так и гражданскую.
Дискуссия, посвященная обсуждению исторических сериалов, прошла в рамках цикла «1917 год в нашей истории», организованного Сахаровским центром и Вольным историческим обществом. Цикл посвящен ключевым событиям в истории России начала ХХ века — причинам падения самодержавия и выбору пути развития в 1917 году.