Новости
В журнале «Русский репортер» есть несколько рубрик, посвященных социальным темам. Новостные рубрики журнала, предназначенные для таких тем, — «Краудфандинг» и «Карта сообществ».
В первой рубрике журналисты пишут о социальных проектах, которые можно поддержать на краудфандинговых платформах. О таких инициативах НКО и гражданские активисты могут сообщать в редакцию (community.rusrep@gmail.com и antonova@expert.ru). По задумке «Русского репортера», они сами должны участвовать в наполнении новостных рубрик об их проектах.
«Карта сообществ» представляет новости из разных регионов России. Сейчас в этой рубрике каждую неделю новости о социальных инициативах объединены одной темой (например, «серебряное волонтерство»).
Создание истории
Социальные темы поднимаются не только в новостях, но и в больших материалах — репортажах, аналитике. Главное для таких материалов, по словам редакции «Русского репортера», — история. Помимо сюжета — завязки, кульминации и развязки — в истории, даже позитивной, должен быть конфликт.
«Это не значит, что нужно писать о плохом в человеке, — объясняет Ольга Тимофеева-Глазунова, редактор отдела спецрепортажа журнала «Русский репортер». — Я не призываю искать плохие черты, а прошу только лишить их хрестоматийного глянца, чтобы человек был показан с разных сторон».
Если вы хотите подать заявку в одну из «больших» рубрик, нужно написать в редакцию, о каком герое вы хотите сделать материал, что с ним произошло и описать конфликт, который лежит в основе вашей истории. Например, материал может быть посвящен человеку, который с чем-то борется или смог преодолеть трудности.
«Когда мы видим, что у ваших подопечных что-то поменялось или произошло какое-то событие, которое что-то изменило, мы понимаем, что история есть. Например, было плохо, стало хорошо. История есть и тогда, когда специалист в какой-то области готов к рефлексии, или у вас есть метафора-образ для описания ситуации», — добавляют сотрудники журнала.
Если материал предполагает много историй, нужно придумать, как их классифицировать. Если вы хотите рассказать о событии, делать это все равно нужно с помощью героев, которые в нем участвуют.
«Производить» истории могут не только журналисты, но и сами НКО или их подопечные — например, вести дневник (текст, фото, видео) и показывать внутренний взгляд на проблему.
Как иллюстрировать материал
В зависимости от задач НКО может менять процентное соотношение фотографий и текста в своем материале.
«Фото — это не только способ борьбы со скукой. Это наиболее короткий путь к читателю. Человек в 80 раз быстрее реагирует на фотографию, чем на остальные элементы материала. Вслед за фото он обращает внимание на заголовок, подзаголовок и сам текст», — рассказал Валерий Дзялошинский, директор фотослужбы журнала «Русский репортер».
Фотографии можно сделать самостоятельно, заказать их у профессионала, поручить волонтеру, получить в агентстве или найти в интернете под лицензией Creative Commons. Тем не менее в организации должен быть фотоаппарат, не обязательно дорогой, считает Дзялошинский. Если фотоаппарата нет, можно работать со смартфоном и вести фото- и видеорассказ о своей повседневной жизни. Не забывайте спрашивать разрешения родителей или представителей (лучше в письменном виде) на съемку ребенка.
Кроме того, Валерий Дзялошинский предлагает завести архив фотографий организации для удобства поиска и хранения изображений.
Важно понимать, зачем нужны фотографии — они публикуются, чтобы донести проблему для широкой читательской аудитории и ее решить. «Вы должны понимать свою аудиторию — для кого вы это делаете», — уверен директор фотослужбы.
«В использовании фотографий должен быть соблюден баланс. Одна слишком натуралистичная фотокарточка может сломать все истории. Поэтому нужно подходить взвешенно и понимать, для кого вы публикуете фотографии и почему», — добавил Валерий Дзялошинский.
Когда за вас говорят фотографии
Текст в материале можно не использовать вовсе и показать героя и ситуацию в фотографиях. По словам Артема Чернова, директора по разработке платформы Les.Media, успешные фотоистории содержат несколько основных составляющих.
- Экспозиция — кадр, в котором показывается место действия.
- Информационный и эмоциональный заход — второй кадр должен отсылать к понятным зрителю эмоциям и вещам.
- Действия и отношения персонажей — фото, которое рассказывает суть истории, отношения между героями (чем их больше, тем богаче репортаж). Все это можно сделать с помощью портретов героя публикации, акцентов на деталях. Кроме того, страшные события тоже лучше показывать косвенно, с помощью деталей, а не прямо.
- Перемены в герое или ситуации. В финале истории нужно показать, как изменился герой или его состояние.
Кроме того, в фотоистории можно добавить «прохожих», людей, которые находятся вне проблемной ситуации, а также тех, от кого может зависеть решение проблемы.
СПРАВКА
День СМИ впервые прошел в медиацентре «АСИ-Благосфера» в 2017 году. Представители редакций рассказывают НКО, как они могут сотрудничать, какие пресс-релизы они ждут, как подготовиться к совместной работе с журналистами. На площадке медиацентра по этим темам уже выступили представители Первого канала, радио «Маяк», ОТР.
Медиацентр «АСИ — Благосфера» — это совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов.
Смотреть видеозапись